Статья посвящена перспективам развития образования предпринимателей с учетом накопленной практики формирования новых подходов к бизнес-образованию. Отмечается, что современному российскому
обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно
принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия с учетом национальных и глобальных трендов экономического развития. Для осуществления эффективной
предпринимательской деятельности необходима подготовка инновационных специалистов, владеющих
соответствующими знаниями и компетенциями. Таких специалистов, как показывает международный
опыт, можно готовить не только в ходе обучения экономическим специальностям в бизнес-образовании,
но и на основе создания многоуровневой системы профессионального образования. В связи с этим одним
из приоритетных направлений современного образования является обучение разных категорий граждан
основам предпринимательства, их адаптация и ориентация в рыночных условиях, формирование экономического мышления, развитие экономической культуры.
Продолжение...
|
|
Статья посвящена рассмотрению вопроса о применимости конструктивного и функционального подходов
к исследованию предпринимательства в соответствии с междисциплинарной методологией. Поднимаются проблемы идентификации предпринимателей — определение и систематизация исполняемых ими
профессиональных функций, обусловленных целевыми ориентирами предпринимательской профессии
и составляющих содержание предпринимательства как одного из направлений деятельности людей.
Автор обращает внимание на необходимость систематизации предпринимательских функций, которые
образуют ядро идентичности предпринимательской профессии и формируют ее уникальную функциональную специфику, отличающую ее от профессий менеджера, инженера, изобретателя, дизайнера, экономиста,
иных профессий, которым свойственна своя функциональная специфика.
В статье рассматривается также вопрос о соотнесении ядра идентичности предпринимательской профессии с предпринимательскими функциями и личностными качествами предпринимателей, а именно, описывается структура блоков личностных качеств предпринимателей, необходимых им для ведения успешной
предпринимательской деятельности.
Автор делает вывод о том, что применение функционального подхода позволило бы успешно продвигаться в решении научной задачи по обоснованию непротиворечивого идентификационного ядра системы
теоретических представлений о предпринимательстве, его эволюции, а также добиваться упорядоченного
применения «предпринимательской» терминологии в теории и на практике.
Продолжение...
|
|
Исследования в области обучения предпринимательству продвигаются не так быстро, как по предпринимательству, потому что они не относятся к тому же уровню академической деятельности. Основываясь
на программе исследований преподавания и изучения (the Scholarship of Teaching and Learning — SoTL)
в сфере образования для взрослых и используя экспертный подход Дельфи, мы предлагаем ознакомиться
со взглядами лучших преподавателей предпринимательства. Мы предполагаем, что познание процессов
обучения предпринимательству через призму преподавания обеспечивает новые идеи и возвышает преподавание как форму академической работы наравне с традиционными, более принятыми формами исследования. В результате Дельфи-анализа было предложено определение обучения предпринимательству как
развитие мышления, навыков и практики, необходимых для создания новых предприятий, но оговорено, что
результаты такого обучения имеют далекоидущие последствия. Мы описываем пять континуумов обучения
предпринимательству, которые стимулируют переход к педагогическим подходам, основанным на обучении
взрослых, а именно на андрагогике и эвтагогике (хьютагогике). Также в статье обсуждаются последствия
для подготовки преподавателей по предпринимательству, необходимость предпринимательской практики
и будущее исследований в области обучения предпринимательству.
Продолжение...
|
|
№2(68)
- №3(69)
20 июня 2018 года
Рубрика: Конкурентоспособность бизнеса Автор статьи: Выгодчикова И. Ю. |
Проблема анализа и оценки конкурентоспособности бизнеса особенно актуальна в условиях развития
информационных технологий и коммуникаций с использованием сети Интернет. Расширение бизнеса
становится возможным только при условии внедрения новейших технологий, что требует от компаний
дополнительных инвестиционных ресурсов, для привлечения которых ведущую роль играет рейтинг рассматриваемых компаний. В статье представлен метод построения интегрального рейтинга конкурентоспособности компаний с использованием иерархического подхода к ранжированию важных показателей их финансово-хозяйственной деятельности. Разработан алгоритм реализации метода, позволивший выстроить
интегральный рейтинг 20 крупнейших (по объему реализации продукции) компаний России. Для этого
выполнен анализ следующих важных показателей деятельности компаний: объем реализации продукции,
рост объема реализации продукции по отношению к прошлому году, чистая прибыль компании. Проведено сопоставление интегрального рейтинга компаний, полученного в результате применения авторского
подхода, с рейтингами ведущих рейтинговых агентств. Разработан способ применения интегрального рейтинга в качестве инструмента формирования инвестиционного портфеля на основе минимаксной модели.
Выполнен расчет структуры инвестиционного портфеля для рассмотренных компаний с использованием
минимаксного подхода и интегрального рейтинга. В отличие от известных методов построения интегрального рейтинга, авторский подход дает возможность получить детальную и объективную рейтинговую
оценку текущего состояния и перспектив развития конкурентоспособности бизнеса без необходимости
проведения дополнительных исследований по оцениванию весовых коэффициентов, используемых в анализе показателей. По мнению автора, предложенный подход целесообразно использовать при принятии
инвестиционных решений, для оценивания перспектив развития важнейших отраслей экономики страны,
в программах управления конкурентоспособностью российских компаний.
Продолжение...
|
№2(68)
- №3(69)
20 июня 2018 года
Рубрика: Конкурентоспособность бизнеса Автор статьи: Громова Н. В. |
В данной статье рассматривается такое новое для России понятие, как геймификация, исследуются
теоретические и прикладные вопросы данной дефиниции. Автором систематизирована практика применения игровых технологий российскими и зарубежными компаниями в области управления персоналом,
на основании чего сформулированы наиболее востребованные направления ее использования в HR-практиках.
По результатам исследования сформулированы конкурентные преимущества, которые получают
компании, применяющие технологию геймификации в системе управления персоналом.
Продолжение...
|
№2(68)
- №3(69)
20 июня 2018 года
Рубрика: Вопросы обучения предпринимательству Автор статьи: Зотова И. В. |
Цифровые технологии — это уникальное явление, за последние десятилетия полностью поменявшее
образ жизни каждого жителя планеты и оказавшее влияние на появление цифровой экономики. Цифровая
экономика — это экономика, характерной особенностью которой является максимальное удовлетворение
потребностей всех ее участников за счет использования информации, в том числе персональной. Цифровая экономика оказала влияние не только на все сферы деятельности человека, но и на способы ведения
бизнеса, к которым относятся сервисы по предоставлению онлайн-услуг, электронные платежи, интернет-торговля, краудфандинг, электронная торговля и т. д. Цифровая трансформация оказывает влияние и на возникновение новых профессий, а следовательно, новых знаний и компетенций, которыми должны владеть
люди, живущие в условиях цифровой экономики. Г. Греф назвал их Т-лидерами. Главные цели цифровой
трансформации — повышение скорости принятия решений, увеличение вариативности процессов в зависимости от потребностей и особенностей клиента, снижение количества вовлеченных в процесс сотрудников.
Для успешного развития цифровой экономики система образования и переподготовки кадров должна обеспечивать экономику специалистами, соответствующими требованиям цифровой эпохи.
Продолжение...
|
№2(68)
- №3(69)
20 июня 2018 года
Рубрика: Вопросы обучения предпринимательству Авторы: Яшин А. А., Багирова А. П., Клюев А. К. |
Настоящая статья продолжает цикл публикаций, посвященных изучению программ предпринимательского образования в университетах России и их влияния на формирование сектора малого и среднего
бизнеса в нашей стране. Авторами проведено исследование программ предпринимательского образования на уровне магистратуры. В целом анализ свидетельствует о неразвитости предпринимательского
образования на магистерском уровне в российских университетах. Также данные подтверждают наличие
существенного разрыва между попытками предпринимательских активностей самих университетов и содержанием реализуемых ими программ магистерской подготовки.
Также среди итогов проведенного исследования можно отметить, что программы магистратуры в предпринимательском образовании являются потенциально наиболее перспективными и востребованными для
решения задач регионального развития. Анализ программ развития опорных вузов — новой группы российских университетов, формируемой для поддержки развития территорий, показывает, что большинство
университетов видят свои задачи в этой сфере, однако уровень накопленных практик пока не позволяет
говорить об устойчивости процесса создания новых программ магистратуры по предпринимательству.
Существенным методическим и содержательным ограничением формирования магистерских программ
по предпринимательству является нерешенность вопросов соотношения жестких и мягких компетенций
(hard и soft skills), опережающих компетенций (future skills) в системе подготовки магистров. Профессиональное сообщество до сих пор не выработало подходов к разработке учебных планов и программ, технологий обучения, соответствующих современным запросам предпринимательского образования. Дискуссионные площадки по этим темам единичны, в основном концентрируются в нескольких вузах и Российской
ассоциации обучения предпринимательству. Сложным вопросом остается вопрос учета образовательных
результатов, полученных в других вузах и типах программ предпринимательского образования, в частности мастер бизнес-администрирования (МВА). Совпадая по значительной части содержания, требований
и результатов обучения, они находятся в разных «весовых» категориях и затруднены к интеграции вопреки
здравому смыслу. Представляется, что сложившиеся подходы к финансированию магистратуры практически не дают шансов создать образовательные продукты нужного качества. Если не произойдет кардинальной смены нормативов финансирования, то линейка магистерских программ по большей части останется
слегка улучшенным бакалавриатом, в том числе и в магистратуре предпринимательского образования.
Продолжение...
|
№2(68)
- №3(69)
20 июня 2018 года
Рубрика: Вопросы обучения предпринимательству Авторы: Карпов А. В., Филиппова Ю. В. |
В статье проведен анализ традиционных и современных технологий отбора персонала, использующихся
в российских организациях. Его содержание решает задачу обоснования необходимости реализации, наряду
с функциональным, психологического отбора соискателей при приеме на работу. Приведены примеры различных видов интервью, использующихся при отборе кандидатов в ходе приема на работу. Представлена
технология психологического отбора через использование полустандартизированного метапрограммного
интервью, которое рассматривается как способ оценки социально-личностных компетенций соискателя,
особенностей его мотивации и принятия решений. Рассмотрены наиболее актуальные виды паттернов
мышления (метапрограмм), диагностируемых в ходе проведения интервью: тип референции, стремление — избегание, активность — рефлексивность, общее — частное, одиночка — менеджер — командный
игрок; приведены примеры диагностических вопросов, направленных на определение соответствующих
метапрограмм на основе лингвистического анализа речевых высказываний интервьюируемого.
Продолжение...
|
№2(68)
- №3(69)
20 июня 2018 года
Рубрика: Вопросы обучения предпринимательству Авторы: Кузнецов Н. Г., Вовченко Н. Г., Епифанова Т. В. |
В статье рассмотрены ключевые направления и предпосылки развития инновационно-ориентированных
малых предприятий региона на примере Ростовской области. Проанализировано состояние малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, динамика его развития, определены его основные
конкурентные преимущества, а также факторы и тенденции формирования и развития инновационно-
ориентированных малых предприятий. Авторами подробно рассмотрены комплекс государственных мер
поддержки данного сектора экономики и основные направления формирования предпринимательской
экосистемы. Охарактеризована роль государственно-частного партнерства и кластеризации, а также необходимость реализации частных кластерных инициатив. Предложен комплекс мер, направленных на развитие малых инновационных предприятий региона.
Продолжение...
|
№2(68)
- №3(69)
20 июня 2018 года
Рубрика: Вопросы обучения предпринимательству Автор статьи: Коваленко А. И. |
В статье раскрываются основные темы, обсуждавшиеся на ежегодной международной конференции
«Современное предпринимательское образование», организованной Национальной ассоциацией обучения
предпринимательству (РАОП), Московским педагогическим государственным университетом и Российской
академией образования.
Автор последовательно описывает основные мероприятия двухдневной конференции и раскрывает
тематику и сюжеты основных докладов, сделанных на ее научных секциях. На конференции обсуждались
следующие ключевые вопросы: предпринимательское образование в высшем учебном заведении, предпринимательское образование в среднем профессиональном учебном заведении, предпринимательское
образование в организациях общего образования, российские и международные образовательные программы обучения предпринимательству, экосистема предпринимательского образования, популяризация
предпринимательства и предпринимательского образования.
Одинаково глубоко описать все происходящие на конференции мероприятия и события не представляется возможным, поэтому автор выбирает наиболее интересные доклады и события, которые имеют
принципиальный характер и могут стать ключевыми для дальнейшего развития российской сферы обучения предпринимательству.
Продолжение...
|