Статьи автора
|
В статье представлены результаты исследования по анализу программ предпринимательского образования уровня бакалавриата и магистратуры. Были выбраны российские вузы, заявившие программы такого рода, в которых изучены следующие параметры: доля бакалаврских программ предпринимательского образования среди всех программ уровня бакалавриата; доля магистерских программ предпринимательского образования среди всех программ уровня магистратуры; доля дисциплин в рамках программ предпринимательского образования, направленных на освоение hard skills («жестких навыков»); доля дисциплин в рамках программ предпринимательского образования, направленных на освоение soft skills («мягких навыков»). Проведенный анализ показывает:
• значительную неоднородность реализуемых программ предпринимательского образования с точки зрения баланса «жестких» и «мягких» навыков;
• преобладание «жестких» навыков, что в значительной степени контрастирует с общими трендами развития предпринимательского образования и возрастания роли «мягких» навыков, отмечаемые исследователями и экспертами;
• ограниченные масштабы реализации программ предпринимательского образования, неразвитость траекторий предпринимательского образования в сегменте естественнонаучных, социальных и технических направлений подготовки.
В статье на основе проделанного анализа предложены рекомендации по развитию программ предпринимательского образования.
Публикация представляет интерес для исследователей, преподавателей и экспертов в области развития предпринимательства.
Читать дальше...
Настоящая статья продолжает цикл публикаций, посвященных изучению программ предпринимательского образования в университетах России и их влияния на формирование сектора малого и среднего
бизнеса в нашей стране. Авторами проведено исследование программ предпринимательского образования на уровне магистратуры. В целом анализ свидетельствует о неразвитости предпринимательского
образования на магистерском уровне в российских университетах. Также данные подтверждают наличие
существенного разрыва между попытками предпринимательских активностей самих университетов и содержанием реализуемых ими программ магистерской подготовки.
Также среди итогов проведенного исследования можно отметить, что программы магистратуры в предпринимательском образовании являются потенциально наиболее перспективными и востребованными для
решения задач регионального развития. Анализ программ развития опорных вузов — новой группы российских университетов, формируемой для поддержки развития территорий, показывает, что большинство
университетов видят свои задачи в этой сфере, однако уровень накопленных практик пока не позволяет
говорить об устойчивости процесса создания новых программ магистратуры по предпринимательству.
Существенным методическим и содержательным ограничением формирования магистерских программ
по предпринимательству является нерешенность вопросов соотношения жестких и мягких компетенций
(hard и soft skills), опережающих компетенций (future skills) в системе подготовки магистров. Профессиональное сообщество до сих пор не выработало подходов к разработке учебных планов и программ, технологий обучения, соответствующих современным запросам предпринимательского образования. Дискуссионные площадки по этим темам единичны, в основном концентрируются в нескольких вузах и Российской
ассоциации обучения предпринимательству. Сложным вопросом остается вопрос учета образовательных
результатов, полученных в других вузах и типах программ предпринимательского образования, в частности мастер бизнес-администрирования (МВА). Совпадая по значительной части содержания, требований
и результатов обучения, они находятся в разных «весовых» категориях и затруднены к интеграции вопреки
здравому смыслу. Представляется, что сложившиеся подходы к финансированию магистратуры практически не дают шансов создать образовательные продукты нужного качества. Если не произойдет кардинальной смены нормативов финансирования, то линейка магистерских программ по большей части останется
слегка улучшенным бакалавриатом, в том числе и в магистратуре предпринимательского образования.
Читать дальше...
В статье рассматривается динамика развития предпринимательского образования в российских университетах. Авторы провели обследование программ магистратуры и бакалавриата в вузах страны по состоянию
на текущий период в разрезе регионов. Это позволило сравнить современный уровень реализации программ предпринимательского образования с данными 2017 г., а также оценить состояние предпринимательских экосистем регионов по показателю обеспеченности подготовки предпринимателей вузами. Полученные
данные позволили установить рост числа программ предпринимательского образования бакалавриата и
магистратуры, а анализ статистических данных по состоянию предпринимательства — сформировать
проблему усиливающегося разрыва ориентаций студенческой молодежи на предпринимательскую деятельность и сужения предпринимательского сегмента в экономике страны. В статье даны рекомендации
по развитию предпринимательского образования, описаны ключевые направления и проблемы развития
этой сферы деятельности университетов.
Читать дальше...
Ситуация пандемии обнажила необходимость обеспечения компаниями-работодателями ценностной поддержки работников. Одним из механизмов достижения этого может являться интеграция политики, дружественной к семьям работников, в корпоративную культуру организации. Встраивание подобной политики в социальную ответственность бизнеса рассматривается как конкурентное преимущество бренда работодателя и особо актуально для ключевых сфер рынка труда. Однако российский бизнес находится в начале данного пути. Реализация подобного рода инициатив не носит комплексный и системный характер; не сформированы инструменты создания и реализации подобных корпоративных культур. Целью статьи является разработка предложений по интеграции политики, дружественной к семьям работников, в корпоративную культуру организации, способствующей реализации ценностной поддержки работников. Для достижения этой цели на примере кейса сибирской компании решаются задачи систематизации мер корпоративной демографической политики организации и анализа существующей в ней корпоративной культуры на предмет интеграции в нее политики, ориентированной на семьи работников. В результате проведенного исследования в качестве нового инструмента решения вопроса о ценностной поддержке баланса между личной жизнью и карьерой предложена модель интеграции политики, ориентированной на семьи работников, в корпоративную культуру организации. Авторы разрабатывают конкретные меры, которые могут быть реализованы на двух уровнях корпоративной культуры – уровне культурных артефактов и уровне организационных ценностей. Предполагается, что внедрение разработанной модели приведет к более системному и комплексному характеру реализации политики, дружественной семьям сотрудников, в конкретной сибирской организации, усилит ее конкурентные преимущества, а также будет способствовать тиражированию этого аспекта социальной ответственности в российском бизнесе.
Читать дальше...
|