Статьи автора
|
Рассматриваются проблемы, которые необходимо решать для формирования системы образования
предпринимательского сообщества в России; представлены результаты психологического исследования
личностных характеристик успешного российского предпринимателя. Обозначены теоретико-методические
основы образования предпринимателей: инновационная методология, процессное консультирование,
андрагогика, использование активных методов обучения и информационно-коммуникационных технологий. Сформулированы требования к преподавателю, обучающему предпринимателей. Обобщен и охарактеризован опыт факультета психологии и Центра корпоративного обучения и консультирования ЯрГУ
им. П. Г. Демидова в интеграции научно-психологических исследований, методических разработок в сфере
образования взрослых, вовлечения студентов в проекты, связанные с подготовкой предпринимателей.
Читать дальше...
В статье проведен анализ традиционных и современных технологий отбора персонала, использующихся
в российских организациях. Его содержание решает задачу обоснования необходимости реализации, наряду
с функциональным, психологического отбора соискателей при приеме на работу. Приведены примеры различных видов интервью, использующихся при отборе кандидатов в ходе приема на работу. Представлена
технология психологического отбора через использование полустандартизированного метапрограммного
интервью, которое рассматривается как способ оценки социально-личностных компетенций соискателя,
особенностей его мотивации и принятия решений. Рассмотрены наиболее актуальные виды паттернов
мышления (метапрограмм), диагностируемых в ходе проведения интервью: тип референции, стремление — избегание, активность — рефлексивность, общее — частное, одиночка — менеджер — командный
игрок; приведены примеры диагностических вопросов, направленных на определение соответствующих
метапрограмм на основе лингвистического анализа речевых высказываний интервьюируемого.
Читать дальше...
Статья посвящена рассмотрению одной из основных проблем исследования управленческой и организационной деятельности, содержанием которой является установление и объяснение закономерностей ее субъектных детерминант в целом и индивидуальных качеств, выступающих по отношению к ней в функции профессионально важных. Представлены теоретико-методологические и эмпирико-экспериментальные материалы, раскрывающие и объясняющие специфику профессиональных компетенций. В статье обосновывается новое решение ключевой проблемы психологии деятельности – проблемы соотношения основных профессиональных компетенций, которые традиционно обозначаются понятиями «жестких» и «мягких» навыков (hard skills и soft skills). В статье отмечается, что их структура подвергается в управленческой деятельности существенной трансформации, в результате чего качественно специфицируется их функциональная роль в ее организации. Приводятся суждения, обосновывающие необходимость дифференциации новой закономерности организации этих качеств, обозначенной понятием механизма инверсии «мягких» и «жестких» навыков управленческой деятельности. Обосновано, что этот феномен, равно как и иные основные психологические особенности управленческой и организационной деятельности, обусловлен ее важнейшей чертой – атрибутивно метадеятельностным характером. Отмечается, что существующие представления о составе и структуре этих категорий субъектных детерминант управленческой и организационной деятельности нуждаются в углублении и расширении; представлены конкретные данные, содействующие этому. Определены и проинтерпретированы некоторые дополнительные разновидности компетенций такого плана. Показано, что особую роль в структуре soft skills играют такие, которые позволяют осуществлять регуляцию функциональной роли рефлексии в реализации управления. Читать дальше...
|