№ 6(48)
31 декабря 2014 года
Рубрика: Антимонопольное регулирование Авторы: Юсупова Г. Ф., Сухорукова К. А. |
В современной экономической и юридической литературе до сих пор не был представлен единый подход
к определению рынков, подобных рынку платежных систем (рынков с двухсторонними сетевыми эффектами). Нет согласия и в ответе на базовый вопрос — как должны определяться границы такого рынка.
В статье рассмотрены особенности рынков с двухсторонними сетевыми эффектами, представлен обзор дел
зарубежных антимонопольных органов против платежных систем, а также дана характеристика определения
рынка в таких делах.
Проведенный анализ позволил сделать вывод о способе применения в антимонопольной политике универсальных правил, аналогичных тем, которые зафиксированы в Порядке проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденном приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220. На рынках с особой
структурой экономический анализ может выходить далеко за рамки предусмотренной данным Порядком
строгой последовательности и требовать применения более широкого набора инструментов.
Продолжение...
|
---|---|
В статье исследованы подходы судебных органов Российской Федерации к рассмотрению вопросов
деятельности штрафных стоянок при оказании услуг по хранению задержанных транспортных средств
и определению таких услуг в качестве товарного рынка для целей применения мер антимонопольного
реагирования. Проведен анализ правоприменительной практики антимонопольных органов Российской
Федерации по выявлению и пресечению злоупотребления штрафными стоянками своим исключительным
положением на товарном рынке, и на основании данной практики раскрыты подходы к определению продуктовых границ, необходимых для установления наличия доминирующего положения. Автором предложен
подход по определению таких границ в целях выработки его единообразного применения при возбуждении
и рассмотрении антимонопольными органами дел о нарушении антимонопольного законодательства.
Приведены примеры злоупотреблений штрафными стоянками своим положением при помещении на них
задержанных транспортных средств и возможных последствиях для водителей при таком злоупотреблении.
Автором также высказано предположение о возможном наличии нескольких штрафных стоянок в пределах
одного муниципального образования и праве водителя на выбор штрафной стоянки при помещении его
задержанного транспортного средства на хранение.
Продолжение...
|
|
В статье раскрывается специфика и проблематика применения концепции устойчивого развития к российскому агропромышленному комплексу как совокупности взаимосвязанных отраслей народного хозяйства.
Автор рассматривает методологические и идеологические особенности концепции устойчивого развития,
проявляющиеся при ее применении к агропромышленному сектору российской экономики и отличающие
ее от концепции отраслевой конкурентоспособности. Также рассматриваются принципиальные проблемы
развития агропромышленного бизнеса в России.
Автор раскрывает ключевую роль системы индикаторов в общей модели устойчивого развития агропромышленного комплекса, а также структурную зависимость индикаторов от определения критериев устойчивого развития.
Описана авторская классификация критериев устойчивого развития агропромышленного комплекса России.
С целью подбора оптимальных индикаторов состояния агропромышленного бизнеса определены объекты
исследования и оценки в триединой модели устойчивого развития.
Формирование целей и показателей устойчивого развития агропромышленного бизнеса осуществляется путем
применения метода декомпозиции, что позволяет выделить три уровня иерархии задач: идеологический,
стратегический и прикладной. Целевые индикаторы устойчивого развития в каждом из выявленных уровней
иерархии отражают процесс внедрения концепции устойчивого развития в различных разрезах.
Продолжение...
|
|
№ 6(48)
31 декабря 2014 года
Рубрика: Теория предпринимательства Авторы: Быстрова Ю. Е., Широкова Г. В. |
В статье предпринята попытка систематизировать существующие знания о факторах, оказывающих влияние
на рост молодых предпринимательских фирм, путем анализа 56 исследований в данной области. В рамках
данной работы обсуждены основные определения и характеристики молодых фирм.
На основе проведенного анализа литературы выделены следующие ключевые факторы влияния: бизнес-среда, включающая переменные отрасли и географические особенности; стратегия молодой компании и внутриорганизационные элементы, такие как характеристики, опыт и уровень компетенций предпринимателя
или предпринимательской команды; ресурсы организации, ее способности и организационная структура.
Безусловно, сила и характер воздействия каждого из них могут отличаться время от времени и зависеть
от определенных обстоятельств, но факт их влияния очевиден по результатам изученных работ.
В результате проведенного анализа определены имеющиеся пробелы в эмпирических исследованиях, что позволило сформулировать перспективные направления будущих исследований.
Продолжение...
|
В статье раскрываются механизмы выработки фирмой стратегических целей участия в конкуренции. Описываются процессы определения фирмой стратегических областей бизнеса и конкуренции, выявления стратегических условий ведения конкуренции, определения и классификации стратегического окружения участников
рынка, разработки стратегической конкурентной диспозиции.
Автор дает определение стратегического менеджмента конкурентных действий, описывает этапы планирования стратегически значимых конкурентных действий, конкурентных результатов и конкурентного потенциала,
а также излагает содержание процессов планирования стратегических полей конкуренции.
В работе представлены возможности сочетания фирмой разных стратегий конкурентных действий, процессы
стимулирования, организации и контроля применения стратегий конкурентных действий.
Продолжение...
|
|
Одним из ключевых показателей эффективности процесса формирования в России новой экономики,
«экономики знаний», является уровень накопления человеческого капитала. Позиции России в международном рейтинге стран по индексу развития человеческого потенциала, к сожалению, невысоки. Одной
из причин низкого значения данного показателя является недостаточная эффективность использования
человеческого капитала. Следует отметить, что указанная неэффективность проявляется как на уровне
национальной экономики, так и на уровне отдельных компаний. В данной статье рассмотрены различные
подходы к интерпретации понятия «человеческий капитал» и выделены его структурные элементы. Определены особенности человеческого капитала и специфические черты, отличающие его от физического
капитала. Показано влияние качества человеческого капитала как основного фактора обеспечения кон-
курентоспособности персонала на показатели экономического развития страны и конкурентоспособность
бизнеса. В заключении сформулированы основные направления в части привлечения и развития человеческого капитала, которые будут являться одним из ключевых факторов повышения конкурентоспособности
российских компаний и национальной экономики в целом.
Продолжение...
|
|
В статье рассмотрены различные подходы к исследованию предпринимательства, выявлены наиболее существенные его характеристики. Применен интегративный подход в исследовании предпринимательства.
На основе этого подхода сделано заключение о том, что предпринимательство — это новаторская, сопровождающаяся риском активность субъектов экономики, направленная на использование возможностей
создания нового капитала и на получение на этой основе различных форм предпринимательского дохода.
Новое понимание предпринимательства позволит сблизить различные представления о нем и более точно
определить процессы создания предпринимательских организаций, измерить и оценить уровень развития
предпринимательства в различных сферах экономики. Показано, что усилия специалистов необходимо
направить на исследование происходящих изменений экономической среды и способов создания предпринимателями разнообразных форм нового капитала.
Продолжение...
|
|
В статье предпринята попытка показать место концепции предпринимательской ориентации (ПО) в теории стратегического менеджмента через рассмотрение основных теоретических подходов, используемых
в современных исследованиях для объяснения роли ПО в фирме. В частности, предлагается рассматривать
роль ПО в рамках идей школ проектирования и планирования в теории стратегического управления как механизма адаптации фирмы к условиям внешней среды и в контексте ресурсной концепции как уникального
организационного ресурса, способного повысить результаты деятельности фирмы и ее конкурентоспособность. В обоих направлениях может быть применен как ситуационный, так и конфигурационный подход к исследованию взаимосвязей ПО, основных характеристик деловой среды фирмы и результатов ее деятельности.
При ситуационном подходе подразумевается, что эффективность управленческих методов зависит от ряда
контекстуальных факторов, и рассматриваются двумерные взаимосвязи между элементами. При конфигурационном подходе, исходя из того же допущения предполагается рассмотрение целых систем взаимосвязей
контекстуальных переменных. В работе представлена интеллект-карта, демонстрирующая место концепции
предпринимательской ориентации в современных управленческих исследованиях, сформулированы различия
основных теоретических подходов к изучению предпринимательской ориентации фирмы.
Ключевые слова:
Продолжение...
|
|
В статье исследуются соотношение и причинно-следственные связи между уровнем конкурентоспособности предприятия и уровнем конкурентоспособности производимой (реализуемой) им продукции. Рассмотрена иерархия понятия «конкурентоспособность» в зависимости от носителей конкурентоспособности.
Показаны различия между конкурентоспособностью компании и конкурентоспособностью ее продукции,
исходя из которых делается вывод о том, что конкурентоспособность компании и ее продукции оценивается
на основании различных критериев, в силу чего оценка конкурентоспособности хозяйствующего субъекта
только на основании оценки конкурентоспособности его продукции является некорректной. Представлена
концептуальная модель «Пирамида конкурентоспособности предприятия», которая, устанавливая взаимосвязь
между управлением, источниками конкурентоспособности, ключевыми компетенциями и конкурентными преимуществами, позволяет проиллюстрировать онтогенез формирования конкурентоспособности предприятия.
Сделаны методологические выводы о порядке учета конкурентоспособности продукции при оценке конкурентоспособности компании. Показаны практические следствия из предложенной концептуальной модели,
заключающиеся в неэффективности концентрации ресурсов компании исключительно на максимизации
конкурентоспособности продукции.
Продолжение...
|
|
В статье описаны особенности конкурентных рисков и рисков конкурентного позиционирования в современных экономических условиях. Определены три уровня системы конкурентных рисков, позволяющие
их идентифицировать: конкурентные риски направления (отрасли) предпринимательства, конкурентные
риски субъекта предпринимательства, конкурентные риски продуктового ряда субъекта предпринимательства. Определены наиболее подходящие способы идентификации и оценки конкурентных рисков на каждом
из уровней. Рассмотрена специфика рисков конкурентного позиционирования компании, в том числе оценки
и управления рисками портфеля конкурентных позиций компании. Предложен показатель для оценки портфеля конкурентных позиций компании. Классифицированы и рассмотрены основные группы факторов
конкурентного риска: по источнику возникновения, по отношению к конкретным конкурентным действиям,
по природе возникновения, по экономическому уровню. Определен ряд специальных методов минимизации
конкурентных рисков: трехуровневая система риск-менеджмента конкурентных действий, многоуровневая
система принятия решений, применение скоринговой, или балльной, системы оценки конкурентных действий
и конкурентных позиций. Стандартные методы минимизации рисков проанализированы в аспекте возможности их применения в отношении конкурентных рисков.
Продолжение...
|