8 (495) 987 43 74 доб. 3304 Прием заявок на рассмотрение статей E-mail: evlasova@synergy.ru

Мы в соцсетях -          
Рус   |   Eng

Статья

№ 6(48) 31 декабря 2014 года
Рубрика: Антимонопольное регулирование
Авторы: Юсупова Г. Ф., Сухорукова К. А.

Скачать статью

В современной экономической и юридической литературе до сих пор не был представлен единый подход к определению рынков, подобных рынку платежных систем (рынков с двухсторонними сетевыми эффектами). Нет согласия и в ответе на базовый вопрос — как должны определяться границы такого рынка. В статье рассмотрены особенности рынков с двухсторонними сетевыми эффектами, представлен обзор дел зарубежных антимонопольных органов против платежных систем, а также дана характеристика определения рынка в таких делах. Проведенный анализ позволил сделать вывод о способе применения в антимонопольной политике универсальных правил, аналогичных тем, которые зафиксированы в Порядке проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденном приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220. На рынках с особой структурой экономический анализ может выходить далеко за рамки предусмотренной данным Порядком строгой последовательности и требовать применения более широкого набора инструментов.
Продолжение...
№ 6(48) 31 декабря 2014 года
Рубрика: Антимонопольное регулирование
Автор статьи: Ковалёв А. В.

Скачать статью

В статье исследованы подходы судебных органов Российской Федерации к рассмотрению вопросов деятельности штрафных стоянок при оказании услуг по хранению задержанных транспортных средств и определению таких услуг в качестве товарного рынка для целей применения мер антимонопольного реагирования. Проведен анализ правоприменительной практики антимонопольных органов Российской Федерации по выявлению и пресечению злоупотребления штрафными стоянками своим исключительным положением на товарном рынке, и на основании данной практики раскрыты подходы к определению продуктовых границ, необходимых для установления наличия доминирующего положения. Автором предложен подход по определению таких границ в целях выработки его единообразного применения при возбуждении и рассмотрении антимонопольными органами дел о нарушении антимонопольного законодательства. Приведены примеры злоупотреблений штрафными стоянками своим положением при помещении на них задержанных транспортных средств и возможных последствиях для водителей при таком злоупотреблении. Автором также высказано предположение о возможном наличии нескольких штрафных стоянок в пределах одного муниципального образования и праве водителя на выбор штрафной стоянки при помещении его задержанного транспортного средства на хранение.
Продолжение...
№ 6(48) 31 декабря 2014 года
Рубрика: Отраслевые рынки
Автор статьи: Завьялов Д. В.

Скачать статью

В статье раскрывается специфика и проблематика применения концепции устойчивого развития к российскому агропромышленному комплексу как совокупности взаимосвязанных отраслей народного хозяйства. Автор рассматривает методологические и идеологические особенности концепции устойчивого развития, проявляющиеся при ее применении к агропромышленному сектору российской экономики и отличающие ее от концепции отраслевой конкурентоспособности. Также рассматриваются принципиальные проблемы развития агропромышленного бизнеса в России. Автор раскрывает ключевую роль системы индикаторов в общей модели устойчивого развития агропромышленного комплекса, а также структурную зависимость индикаторов от определения критериев устойчивого развития. Описана авторская классификация критериев устойчивого развития агропромышленного комплекса России. С целью подбора оптимальных индикаторов состояния агропромышленного бизнеса определены объекты исследования и оценки в триединой модели устойчивого развития. Формирование целей и показателей устойчивого развития агропромышленного бизнеса осуществляется путем применения метода декомпозиции, что позволяет выделить три уровня иерархии задач: идеологический, стратегический и прикладной. Целевые индикаторы устойчивого развития в каждом из выявленных уровней иерархии отражают процесс внедрения концепции устойчивого развития в различных разрезах.
Продолжение...
№ 6(48) 31 декабря 2014 года
Рубрика: Теория предпринимательства
Авторы: Быстрова Ю. Е., Широкова Г. В.

Скачать статью

В статье предпринята попытка систематизировать существующие знания о факторах, оказывающих влияние на рост молодых предпринимательских фирм, путем анализа 56 исследований в данной области. В рамках данной работы обсуждены основные определения и характеристики молодых фирм. На основе проведенного анализа литературы выделены следующие ключевые факторы влияния: бизнес-среда, включающая переменные отрасли и географические особенности; стратегия молодой компании и внутриорганизационные элементы, такие как характеристики, опыт и уровень компетенций предпринимателя или предпринимательской команды; ресурсы организации, ее способности и организационная структура. Безусловно, сила и характер воздействия каждого из них могут отличаться время от времени и зависеть от определенных обстоятельств, но факт их влияния очевиден по результатам изученных работ. В результате проведенного анализа определены имеющиеся пробелы в эмпирических исследованиях, что позволило сформулировать перспективные направления будущих исследований.
Продолжение...
№ 6(48) 31 декабря 2014 года
Рубрика: Теория конкуренции
Автор статьи: Рубин Ю. Б.

Скачать статью

В статье раскрываются механизмы выработки фирмой стратегических целей участия в конкуренции. Описываются процессы определения фирмой стратегических областей бизнеса и конкуренции, выявления стратегических условий ведения конкуренции, определения и классификации стратегического окружения участников рынка, разработки стратегической конкурентной диспозиции. Автор дает определение стратегического менеджмента конкурентных действий, описывает этапы планирования стратегически значимых конкурентных действий, конкурентных результатов и конкурентного потенциала, а также излагает содержание процессов планирования стратегических полей конкуренции. В работе представлены возможности сочетания фирмой разных стратегий конкурентных действий, процессы стимулирования, организации и контроля применения стратегий конкурентных действий.
Продолжение...
№ 6(48) 31 декабря 2014 года
Рубрика: Конкурентоспособность организаций
Автор статьи: Громова Н. В.

Скачать статью

Одним из ключевых показателей эффективности процесса формирования в России новой экономики, «экономики знаний», является уровень накопления человеческого капитала. Позиции России в международном рейтинге стран по индексу развития человеческого потенциала, к сожалению, невысоки. Одной из причин низкого значения данного показателя является недостаточная эффективность использования человеческого капитала. Следует отметить, что указанная неэффективность проявляется как на уровне национальной экономики, так и на уровне отдельных компаний. В данной статье рассмотрены различные подходы к интерпретации понятия «человеческий капитал» и выделены его структурные элементы. Определены особенности человеческого капитала и специфические черты, отличающие его от физического капитала. Показано влияние качества человеческого капитала как основного фактора обеспечения кон- курентоспособности персонала на показатели экономического развития страны и конкурентоспособность бизнеса. В заключении сформулированы основные направления в части привлечения и развития человеческого капитала, которые будут являться одним из ключевых факторов повышения конкурентоспособности российских компаний и национальной экономики в целом.
Продолжение...
№ 1(49) 27 февраля 2015 года
Рубрика: Теория предпринимательства
Автор статьи: Смирнов В. П.

Скачать статью

В статье рассмотрены различные подходы к исследованию предпринимательства, выявлены наиболее существенные его характеристики. Применен интегративный подход в исследовании предпринимательства. На основе этого подхода сделано заключение о том, что предпринимательство — это новаторская, сопровождающаяся риском активность субъектов экономики, направленная на использование возможностей создания нового капитала и на получение на этой основе различных форм предпринимательского дохода. Новое понимание предпринимательства позволит сблизить различные представления о нем и более точно определить процессы создания предпринимательских организаций, измерить и оценить уровень развития предпринимательства в различных сферах экономики. Показано, что усилия специалистов необходимо направить на исследование происходящих изменений экономической среды и способов создания предпринимателями разнообразных форм нового капитала.
Продолжение...
№ 1(49) 27 февраля 2015 года
Рубрика: Теория предпринимательства
Автор статьи: Богатырева К. А.

Скачать статью

В статье предпринята попытка показать место концепции предпринимательской ориентации (ПО) в теории стратегического менеджмента через рассмотрение основных теоретических подходов, используемых в современных исследованиях для объяснения роли ПО в фирме. В частности, предлагается рассматривать роль ПО в рамках идей школ проектирования и планирования в теории стратегического управления как механизма адаптации фирмы к условиям внешней среды и в контексте ресурсной концепции как уникального организационного ресурса, способного повысить результаты деятельности фирмы и ее конкурентоспособность. В обоих направлениях может быть применен как ситуационный, так и конфигурационный подход к исследованию взаимосвязей ПО, основных характеристик деловой среды фирмы и результатов ее деятельности. При ситуационном подходе подразумевается, что эффективность управленческих методов зависит от ряда контекстуальных факторов, и рассматриваются двумерные взаимосвязи между элементами. При конфигурационном подходе, исходя из того же допущения предполагается рассмотрение целых систем взаимосвязей контекстуальных переменных. В работе представлена интеллект-карта, демонстрирующая место концепции предпринимательской ориентации в современных управленческих исследованиях, сформулированы различия основных теоретических подходов к изучению предпринимательской ориентации фирмы. Ключевые слова:
Продолжение...
№ 1(49) 27 февраля 2015 года
Рубрика: Теория конкуренции
Автор статьи: Воронов Д. С.

Скачать статью

В статье исследуются соотношение и причинно-следственные связи между уровнем конкурентоспособности предприятия и уровнем конкурентоспособности производимой (реализуемой) им продукции. Рассмотрена иерархия понятия «конкурентоспособность» в зависимости от носителей конкурентоспособности. Показаны различия между конкурентоспособностью компании и конкурентоспособностью ее продукции, исходя из которых делается вывод о том, что конкурентоспособность компании и ее продукции оценивается на основании различных критериев, в силу чего оценка конкурентоспособности хозяйствующего субъекта только на основании оценки конкурентоспособности его продукции является некорректной. Представлена концептуальная модель «Пирамида конкурентоспособности предприятия», которая, устанавливая взаимосвязь между управлением, источниками конкурентоспособности, ключевыми компетенциями и конкурентными преимуществами, позволяет проиллюстрировать онтогенез формирования конкурентоспособности предприятия. Сделаны методологические выводы о порядке учета конкурентоспособности продукции при оценке конкурентоспособности компании. Показаны практические следствия из предложенной концептуальной модели, заключающиеся в неэффективности концентрации ресурсов компании исключительно на максимизации конкурентоспособности продукции.
Продолжение...
№ 1(49) 27 февраля 2015 года
Рубрика: Теория конкуренции
Автор статьи: Леднев М. В.

Скачать статью

В статье описаны особенности конкурентных рисков и рисков конкурентного позиционирования в современных экономических условиях. Определены три уровня системы конкурентных рисков, позволяющие их идентифицировать: конкурентные риски направления (отрасли) предпринимательства, конкурентные риски субъекта предпринимательства, конкурентные риски продуктового ряда субъекта предпринимательства. Определены наиболее подходящие способы идентификации и оценки конкурентных рисков на каждом из уровней. Рассмотрена специфика рисков конкурентного позиционирования компании, в том числе оценки и управления рисками портфеля конкурентных позиций компании. Предложен показатель для оценки портфеля конкурентных позиций компании. Классифицированы и рассмотрены основные группы факторов конкурентного риска: по источнику возникновения, по отношению к конкретным конкурентным действиям, по природе возникновения, по экономическому уровню. Определен ряд специальных методов минимизации конкурентных рисков: трехуровневая система риск-менеджмента конкурентных действий, многоуровневая система принятия решений, применение скоринговой, или балльной, системы оценки конкурентных действий и конкурентных позиций. Стандартные методы минимизации рисков проанализированы в аспекте возможности их применения в отношении конкурентных рисков.
Продолжение...

Главный редактор