№ 3(87)
from 30 июня 2022 года
Рубрика: Цифровое предпринимательство в конкурентной среде Автор статьи: Афонин П. А. |
Цифровизация бизнеса – это обновление бизнес-процессов с использованием современных технологий для ускорения производительности и повышения эффективности. Динамика количества публикаций на эту тему демонстрирует рост интереса к проблеме: так, c одной статьи, проиндексированной в базе данных Scopus в 2013 году, их количество в 2021 году увеличилось до 676. При этом оценка зависимости конкурентоспособности компании от цифровой трансформации бизнеса остается нишей в исследовательском поле – ряд ученых лишь обратили внимание на анализ цифровой конкурентоспособности компаний. В этой связи мы полагаем, что наше исследование может вызвать интерес научного сообщества. Цель статьи – доказать наличие зависимости между уровнем конкурентоспособности бизнеса и степенью его цифровой трансформации, а также определить пути стимулирования цифровой трансформации бизнеса. На основе корреляционного анализа автором изучена зависимость между уровнем цифровой конкурентоспособности стран мира и уровнем глобальной конкурентоспособности, сделаны выводы о существенном влиянии не только технологических, но и институциональных факторов на глобальную конкурентоспособность. На примере 63 исследуемых стран с применением регрессионного анализа определены решающие факторы цифровой конкурентоспособности, а именно факторы научной результативности, качества технологической инфраструктуры, гибкости бизнеса и интеграции ИТ в социальные и бизнес- процессы. Определен механизм повышения гибкости бизнеса в трех областях совершенствования: стратегической, организационной и операционной. Стратегическая гибкость бизнеса имеет решающее значение для создания коммерчески жизнеспособного бизнеса, организационная гибкость нацелена на оптимизацию бизнес-процессов с целью ускорения адаптации бизнеса к новым вызовам рынка, операционная гибкость подразумевает способность быстро и качественно добиться измеримых результатов. Автор обосновывает то, что воспользоваться этими преимуществами топ-менеджеры могут, обратившись к информационным технологиям как к главному инструменту для достижения гибкости бизнеса, и предлагает алгоритм обеспечения гибкости бизнеса путем модернизации ИТ- архитектуры. Продолжение... |
---|---|
№ 3(87)
from 30 июня 2022 года
Рубрика: Цифровое предпринимательство в конкурентной среде Авторы: Разомасова Е. А., Аверьянова Т. А. |
Интенсивность изменений на рынке потребительских услуг характеризуется увеличением количества взаимовыгодного сотрудничества экономических агентов на основе роста трансакций с использованием мобильных устройств и информационных продуктов. При этом достигается рост удовлетворенности интересов потребителей и производителей услуг за счет увеличения возможности выбора и интенсивности электронных продаж. В статье представлено авторское видение роли рынка мобильных приложений в сфере потребительских услуг, проведена оценка его достоинств и недостатков. Когда меняется концепция логистики в сфере потребительских услуг, для предпринимателей важен выбор мобильного приложения, как и выстраивание коммуникаций с потребителями в зависимости от определенной платформы, приложений, девайсов и других аспектов цифровой среды. На основе сравнительного и контент-анализа впервые освещаются новые формы логистики услуг, возможности продвижения услуг от производителя к потребителю с использованием различных типов мобильных приложений, что может способствовать обеспечению конкурентных преимуществ в условиях цифровизации бизнеса в сфере потребительских услуг. Используя метод наблюдения, предметом которого являлась коммуникационная модель PESO, выявлены изменения в четырех ее коммуникационных каналах за счет применения интернет- платформ, информационных и digital-технологий. Особые преобразования зафиксированы при использовании «канала владельца» (оwned media), что объясняется современными возможностями цифровых рынков. Так, при взаимодействии экономических агентов и потребителей используются сайты, мобильные версии сайтов, а в последнее время «каналом владельца» стали мобильные приложения. За счет этого расширяются возможности поиска, заказа продукции, скорость ее доставки и т. п. В заключение отметим, что конкурентные преимущества на рынке потребительских услуг, формирующиеся за счет использования различных возможностей, предоставляемых цифровыми рынками, отражены в таблице 1, перечень их довольно обширен. Продолжение... |
№ 3(87)
from 30 июня 2022 года
Рубрика: Антимонопольное регулирование Авторы: Трофимовская А. В., Вершинина А. А. |
В целях повышения эффективности целевого распределения бюджетных средств, а также обеспечения поступательного хозяйственно-экономического развития российского государства, как в целом, так и его регионов и отдельных муниципальных образований, повышение результативности государственных закупок становится одной из наиболее важных стратегических задач органов исполнительной власти, участвующих в процессе планирования и практической реализации государственных закупок. В статье выдвигается и находит свое подтверждение следующая гипотеза: система ключевых показателей эффективности может результативно применяться в бюджетной сфере, а именно в государственных (муниципальных) закупках, в том числе для улучшения конкурентной среды. Для подтверждения выдвинутой гипотезы в статье исследованы нормативные акты, регулирующие вопросы государственных и муниципальных закупок и конкуренцию, изучены этапы цифровизации, а также разработана система критериев эффективности системы государственных и муниципальных закупок. Цель статьи – предложить показатели эффективности закупок, влияющих на конкурентную среду. Задачи данной статьи: изучить законодательство Российской Федерации в рассматриваемой сфере; проанализировать уровень цифровизации в области закупок и конкуренции; предложить две группы показателей. Результатом исследования является система показателей эффективности во взаимосвязи с цифровизацией через региональную информационную единую автоматизированную систему управления закупками (ЕАСУЗ) и портал исполнения контрактов (ПИК) с учетом централизации и унификации форм. Информационную основу исследования составили статистические материалы, содержащие раскрытие показателей системы государственного и муниципального заказа, а также специализированные интернет-площадки, публикующие материалы на тему законодательства и практики проведения государственных и муниципальных закупок. Продолжение... |
№ 3(87)
from 30 июня 2022 года
Рубрика: Отраслевые рынки Авторы: Терехова Л. А., Люблинская Н. Н., Нечаев А. М., Терехов С. В., Чантурия Г. Т. |
Первая криптовалюта появилась в 2009 г., и с тех пор неуклонно увеличивается как количество действующих криптовалют, так и число владельцев криптосчетов. Несмотря на отсутствие единой позиции по вопросу о ее легализации и законности использования для осуществления расчетов и транзакций наравне с «настоящими» деньгами, все больше пользователей как среди физических, так и юридических лиц склоняются к перспективности криптовалютных инвестиций, о чем свидетельствует инвестиционная политика ряда крупных компаний с Уолл-стрит в 2020– 2021 гг. Таким образом, актуальность выбранной темы обусловлена потребностью анализа динамики молодого рынка криптовалют, который развивается по своим законам, отличающимся от механизмов функционирования традиционных рынков. На развитие рынка криптовалют оказывают влияние такие факторы, как число инвесторов и степень развития технологий блокчейн. Цель исследования состоит в выявлении факторов, управляющих динамикой курса криптовалют, и оценке их влияния на современное состояние криптовалютного рынка. Для достижения поставленной цели были сформулированы такие научно-практические задачи исследования, как выявление факторов, влияющих на популярность криптовалют в мире; описание преимуществ и недостатков использования криптовалюты; проведение ретроспективного анализа мирового опыта регулирования криптовалютного рынка и анализа динамики стоимости криптовалюты на примере Bitcoin как первой и самой популярной криптовалюты в мире. Особое внимание было уделено проблеме выявления фактора, повлиявшего на нисходящую динамику стоимости криптовалют с середины сентября 2021 г. При написании статьи использовались такие методы, как анализ статистической информации, анализ динамики отдельных элементов рынка, прогноз по суждениям потребителей, изучение направлений глобальной стратегии и другие. Результатом исследования стало раскрытие влияния на рынок криптовалют нового фактора – энергетического. Продолжение... |
Реальность такова: рынки и технологии постоянно развиваются, трансформируются и меняются, что вынуждает предприятия искать новые источники и способы получения конкурентных преимуществ, которые определяют позиции предприятий в конкурентной среде. Деятельность компании должна быть достаточно гибкой, чтобы она могла быстро адаптироваться к изменениям внешней среды. В связи с этим ребрендинг не теряет своей актуальности. Развитие FoodTech обусловлено удобством и необходимостью. Из-за пандемии изменилось отношение к жизненному пространству. Под FoodTech (фудтех) в узкой трактовке чаще всего подразумевают онлайн-сервисы доставки еды из магазинов и ресторанов, хотя в широком понимании к данному формату можно отнести всю цепочку фермерских хозяйств, пищевых производств и реализации. Некоторые предприятия стали работать по модели dark kitchen (кухонные производства со службой доставки по заказам и работой навынос). Цель исследования: оценка влияния ребрендинга на восприятие потребителей в индустрии питания в условиях трансформации внешней среды (на примере предприятия общественного питания N). В соответствии с целью поставлены следующие задачи: исследовать сущность ребрендинга как конкурентного преимущества организации; тренды в индустрии питания, такие как FoodTech и dark kitchen; исследовать рынок облачных кухонь / «темных кухонь» по регионам; выявить ситуации, способствующие проведению ребрендинга; разработать направления проведения ребрендинга, обосновать целесообразность проведения ребрендинга в организации. Постоянно появляются новости о том, что та или другая крупная компания скорректировала свое позиционирование или изменила фирменный стиль, используя рестайлинг, перепозиционирование, ребрендинг. По мнению автора, отличия в данных типах обновления бренда заключаются в следующем. Рестайлинг – частичные или полные эстетические изменения в системе визуального представления коммуникативных атрибутов бренда. Перепозиционирование – изменение позиции товара или услуги в восприятии потребителей, придание нового имиджа, переключение на другую целевую аудиторию. Ребрендинг – комплексное решение изменения стратегии, идеологии, формата. Ребрендиг – это хороший шанс сформировать конкурентные преимущества организации, привлечь новых клиентов, скорректировать ценности и продукты бренда, привязав их к общему обновлению. Продолжение... |
|
№ 3(87)
from 30 июня 2022 года
Рубрика: Экономика образования Авторы: Баранова И. А., Богатырев С. И., Лобов В. Г., Путилов А. В. |
В статье анализируется возможность использования модели «Соглашение о долевом отчислении от доходов» (далее – СДОД) как источника дополнительного финансирования высших учебных заведений. Приведены примеры применения аналогичных подходов в зарубежной практике. В разработанной модели, помимо основных участников (вуза, инвестора и студента), впервые вводится дополнительный субъект отраслевого рынка – кадровое агентство. Дано обоснование и оценка значимости участия кадрового агентства в достижении максимальной конкурентоспособности в образовательной деятельности университетов. В работе выявлены основные направления исследований опыта внедрения СДОД в образовательные отношения. Подчеркнуто, что приоритетные направления исследования отношений СДОД в образовании посвящены оппортунизму сторон при асимметрии информации: основные опасения касаются возникновения эффектов отрицательного отбора и морального риска в отношениях СДОД. В работе раскрыты основные правовые и этические проблемы внедрения СДОД в образовательные отношения. Авторы отмечают, что именно превращение СДОД в фондовый актив требует дополнительного этического осмысления и правового урегулирования. Проблематику исследования представляет этика уступки прав по СДОД в пользу третьих лиц (инвесторов). Когда образовательная организация продает СДОД студента инвестору, она получает доход и передает третьему лицу финансовое обязательство студента до того, как он устроился на высокооплачиваемую работу. Если образовательная организация действительно придерживается интересов обучающегося и гарантирует качество образовательной программы, она не должна выходить из таких финансовых обязательств. Если образовательная организация продает СДОД своих обучающихся, для фондового рынка это значит, что она не верит в их будущие доходы. Продолжение... |