В статье раскрываются механизмы выработки фирмой стратегических целей участия в конкуренции. Описываются процессы определения фирмой стратегических областей бизнеса и конкуренции, выявления стратегических условий ведения конкуренции, определения и классификации стратегического окружения участников
рынка, разработки стратегической конкурентной диспозиции.
Автор дает определение стратегического менеджмента конкурентных действий, описывает этапы планирования стратегически значимых конкурентных действий, конкурентных результатов и конкурентного потенциала,
а также излагает содержание процессов планирования стратегических полей конкуренции.
В работе представлены возможности сочетания фирмой разных стратегий конкурентных действий, процессы
стимулирования, организации и контроля применения стратегий конкурентных действий.
Продолжение...
|
|
№ 6(48)
from 31 декабря 2014 года
Рубрика: Конкурентоспособность организаций Автор статьи: Громова Н. В. |
Одним из ключевых показателей эффективности процесса формирования в России новой экономики,
«экономики знаний», является уровень накопления человеческого капитала. Позиции России в международном рейтинге стран по индексу развития человеческого потенциала, к сожалению, невысоки. Одной
из причин низкого значения данного показателя является недостаточная эффективность использования
человеческого капитала. Следует отметить, что указанная неэффективность проявляется как на уровне
национальной экономики, так и на уровне отдельных компаний. В данной статье рассмотрены различные
подходы к интерпретации понятия «человеческий капитал» и выделены его структурные элементы. Определены особенности человеческого капитала и специфические черты, отличающие его от физического
капитала. Показано влияние качества человеческого капитала как основного фактора обеспечения кон-
курентоспособности персонала на показатели экономического развития страны и конкурентоспособность
бизнеса. В заключении сформулированы основные направления в части привлечения и развития человеческого капитала, которые будут являться одним из ключевых факторов повышения конкурентоспособности
российских компаний и национальной экономики в целом.
Продолжение...
|
В статье рассмотрены различные подходы к исследованию предпринимательства, выявлены наиболее существенные его характеристики. Применен интегративный подход в исследовании предпринимательства.
На основе этого подхода сделано заключение о том, что предпринимательство — это новаторская, сопровождающаяся риском активность субъектов экономики, направленная на использование возможностей
создания нового капитала и на получение на этой основе различных форм предпринимательского дохода.
Новое понимание предпринимательства позволит сблизить различные представления о нем и более точно
определить процессы создания предпринимательских организаций, измерить и оценить уровень развития
предпринимательства в различных сферах экономики. Показано, что усилия специалистов необходимо
направить на исследование происходящих изменений экономической среды и способов создания предпринимателями разнообразных форм нового капитала.
Продолжение...
|
|
№ 1(49)
from 27 февраля 2015 года
Рубрика: Теория предпринимательства Автор статьи: Богатырева К. А. |
В статье предпринята попытка показать место концепции предпринимательской ориентации (ПО) в теории стратегического менеджмента через рассмотрение основных теоретических подходов, используемых
в современных исследованиях для объяснения роли ПО в фирме. В частности, предлагается рассматривать
роль ПО в рамках идей школ проектирования и планирования в теории стратегического управления как механизма адаптации фирмы к условиям внешней среды и в контексте ресурсной концепции как уникального
организационного ресурса, способного повысить результаты деятельности фирмы и ее конкурентоспособность. В обоих направлениях может быть применен как ситуационный, так и конфигурационный подход к исследованию взаимосвязей ПО, основных характеристик деловой среды фирмы и результатов ее деятельности.
При ситуационном подходе подразумевается, что эффективность управленческих методов зависит от ряда
контекстуальных факторов, и рассматриваются двумерные взаимосвязи между элементами. При конфигурационном подходе, исходя из того же допущения предполагается рассмотрение целых систем взаимосвязей
контекстуальных переменных. В работе представлена интеллект-карта, демонстрирующая место концепции
предпринимательской ориентации в современных управленческих исследованиях, сформулированы различия
основных теоретических подходов к изучению предпринимательской ориентации фирмы.
Ключевые слова:
Продолжение...
|
В статье исследуются соотношение и причинно-следственные связи между уровнем конкурентоспособности предприятия и уровнем конкурентоспособности производимой (реализуемой) им продукции. Рассмотрена иерархия понятия «конкурентоспособность» в зависимости от носителей конкурентоспособности.
Показаны различия между конкурентоспособностью компании и конкурентоспособностью ее продукции,
исходя из которых делается вывод о том, что конкурентоспособность компании и ее продукции оценивается
на основании различных критериев, в силу чего оценка конкурентоспособности хозяйствующего субъекта
только на основании оценки конкурентоспособности его продукции является некорректной. Представлена
концептуальная модель «Пирамида конкурентоспособности предприятия», которая, устанавливая взаимосвязь
между управлением, источниками конкурентоспособности, ключевыми компетенциями и конкурентными преимуществами, позволяет проиллюстрировать онтогенез формирования конкурентоспособности предприятия.
Сделаны методологические выводы о порядке учета конкурентоспособности продукции при оценке конкурентоспособности компании. Показаны практические следствия из предложенной концептуальной модели,
заключающиеся в неэффективности концентрации ресурсов компании исключительно на максимизации
конкурентоспособности продукции.
Продолжение...
|
|
В статье описаны особенности конкурентных рисков и рисков конкурентного позиционирования в современных экономических условиях. Определены три уровня системы конкурентных рисков, позволяющие
их идентифицировать: конкурентные риски направления (отрасли) предпринимательства, конкурентные
риски субъекта предпринимательства, конкурентные риски продуктового ряда субъекта предпринимательства. Определены наиболее подходящие способы идентификации и оценки конкурентных рисков на каждом
из уровней. Рассмотрена специфика рисков конкурентного позиционирования компании, в том числе оценки
и управления рисками портфеля конкурентных позиций компании. Предложен показатель для оценки портфеля конкурентных позиций компании. Классифицированы и рассмотрены основные группы факторов
конкурентного риска: по источнику возникновения, по отношению к конкретным конкурентным действиям,
по природе возникновения, по экономическому уровню. Определен ряд специальных методов минимизации
конкурентных рисков: трехуровневая система риск-менеджмента конкурентных действий, многоуровневая
система принятия решений, применение скоринговой, или балльной, системы оценки конкурентных действий
и конкурентных позиций. Стандартные методы минимизации рисков проанализированы в аспекте возможности их применения в отношении конкурентных рисков.
Продолжение...
|