В статье аргументирован тезис о необходимости наличия эффективной службы безопасности как одного из полноценных штабных подразделений современного практико-ориентированного вуза, функционирующего в условиях жесткой конкурентной среды. Определены и раскрыты угрозы репутационной,
информационной и имущественной безопасности субъектов высшей школы со стороны конкурентов,
собственных сотрудников и студентов. Проанализировано негативное влияние последствий реализованных
угроз на рыночные позиции вуза. Сформулированы основные функциональные задачи службы безопасности, а также полномочия и ресурсы, необходимые для их успешной реализации. Разработаны типовая
организационная структура управления данного подразделения, а также система ее внешних и внутренних
коммуникаций. Предложены мероприятия, способные мотивировать другие департаменты, отделы и кафедры на активное взаимодействие со службой безопасности. Определены и обоснованы методические
требования к организации ее практической деятельности, сформулированы критерии для оценки эффективности функционирования.
Продолжение...
|
|
В настоящее время Россия переживает экономический кризис, который усугубляется введением экономических санкций и принудительного применения политики импортозамещения. Импортозамещение —
сложный процесс, в котором ведущую роль играют высокие технологии и инновации, делающие продукцию
конкурентоспособной.
Автор уделяет большое внимание направлениям изучения проблем импортозамещения. Выявлено, что
проблемы и механизм экономической политики государства анализируются наиболее детально, что дает возможность определить характер и место конкурентоспособности корпораций при реализации мер
по импортозамещению.
В статье рассматриваются особенности корпоративной конкуренции в условиях экономической политики
протекционизма. Уделено внимание факторам, влияющим на конкуренцию корпораций: наличие ресурсов,
обязательный экспорт товаров, участие в глобальных цепочках создания стоимости.
Продолжение...
|
|
В статье на основании анализа научных статей и монографий по тематике конкурентоспособности описываются две важные теоретико-методологические проблемы науки и практики управления конкурентоспособностью предприятий.
Исследование современных научных подходов к оценке конкурентоспособности предприятия позво-
лило выявить ошибочность отождествления конкурентоспособности и эффективности (рентабельности,
результативности).
Автором подчеркивается двойственность категории «конкурентоспособность», что позволяет по‑разному
применять ее к оценке предприятия и ее продукции.
В работе показаны примеры того, как эти описанные теоретические проблемы отражаются на разрабатываемой учеными методологии оценки конкурентоспособности предприятий.
Для решения поставленных теоретико-методологических проблем автор предлагает использовать концептуальную триаду элементов конкурентоспособности: ресурсы, процесс и результаты конкурентной
деятельности.
Продолжение...
|
|
Сегодня, в эпоху цифровой экономики, имеется огромное количество информации о действиях потребителя, которая доступна в режиме реального времени посредством интернет-технологий. При сборе данной информации перед многими организациями встает вопрос: будут ли инструменты классического конкурентного
анализа эффективны сейчас, а также каким образом отбирать информацию, систематизировать ее и совершать выводы о поведении конкурентов. В рамках данного исследования автор ищет ответ на поставленный
вопрос при помощи проведения серий интервью с отечественными потребителями товаров категории люкс.
На основе полученных данных были выявлены основные источники информации, которые используют
российские потребители продуктов роскоши в процессе принятия решения о совершении покупки. Если
систематизировать эти каналы, можно сделать вывод о том, что для потребителя в сегменте люкс на разных этапах имеют значение следующие онлайн-каналы: поиск, сайт марки, а также упоминания бренда
в Сети, которые можно разделить на три основных блока — отзывы других пользователей, упоминания
в онлайн-прессе и блогах, а также упоминания в социальных медиа. Используя данные критерии, автор
проводит конкурентный анализ брендов косметики и парфюмерии сегмента люкс на отечественном рынке.
Продолжение...
|
|
№4(70)
- №5(71)
05 сентября 2018 года
Рубрика: Вопросы обучения предпринимательству Авторы: Коява Л. В., Новгородов П. А., Смирнов С. А. |
В статье дается анализ ситуации смены идентичности университетов и поиска ими новых институциональных форм и моделей. Описаны мировые тренды, влияющие на смену идентичности, к каковым
относятся тренд смены временны′х ориентиров, тренд трансграничности, тренд смены идентичностей
основных агентов, студента и профессора, тренд обретения «третьего места». Авторы показывают, что
в ситуации влияния мировых трендов формируется запрос на новый тип мышления и действия — предпринимательство, вследствие чего формируется и ситуация востребованности в новом типе университета — университета предпринимательского типа. В статье предлагается авторская версия модели
предпринимательского университета, опирающаяся на мировой опыт поиска и выработки новых конкурентоспособных моделей современного университета предпринимательского типа. Также приводятся
данные опросов, проведенных авторами среди предпринимателей, показывающих отношение предпринимательской среды к тому, что такое предпринимательское образование и предпринимательский университет. Результаты опросов показывают своевременность выстраивания модели предпринимательского
университета в настоящее время.
Продолжение...
|
№4(70)
- №5(71)
05 сентября 2018 года
Рубрика: Вопросы обучения предпринимательству Авторы: Опарин И. Д., Филиппов А. В., Яшин А. А. |
В статье рассматриваются вопросы обучения предпринимательскому образованию, роль оценки ущерба
и управления рисками при формировании компетенций будущих предпринимателей. Проведен анализ
отечественных и зарубежных подходов к формированию основных предпринимательских компетенций.
Подчеркивается важность умений предпринимателя анализировать и управлять рисками, в том числе
и от внешних антропогенных и природных воздействий. Проведенный анализ подтвердил, что важной
составляющей образовательных программ предпринимательского образования являются дисциплины,
связанные с оценкой ущерба и управлением рисками в предпринимательской деятельности. Статья содержит исследование образовательных программ бакалавриата и магистратуры 55 ведущих вузов России,
осуществляющих обучение по направлениям подготовки «Экономика», «Менеджмент» и «Инноватика».
Исследование выявило низкий показатель средней доли дисциплин, формирующих компетенции в области оценки ущерба и управления рисками, а также преимущества образовательных программ по направлению «Экономика» при изучении данных вопросов. В статье поднимается проблема методического
обеспечения дисциплин по оценке ущерба и управлению рисками, а также описывается раннее исследование по оценке комплексного ущерба, проведенное в 2016 – 2017 гг., в ходе которого было впервые
предложено определение, классификация и методика оценки комплексного ущерба от пожаров, учитывающая вопросы оценки косвенного экономического, социоэкономического и эколого-экономического
ущерба. Разработанная методика позволит обучать будущих предпринимателей вопросам оценки ущерба
и управлению рисками.
Продолжение...
|
№4(70)
- №5(71)
05 сентября 2018 года
Рубрика: Вопросы обучения предпринимательству Авторы: Вдовиченко М. М., Власова В. В. |
В статье представлены результаты исследования методов экспертной оценки как методологической
основы создания системы экспертной оценки качества образования в области технологического предпринимательства.
Продолжение...
|
№4(70)
- №5(71)
05 сентября 2018 года
Рубрика: Теория предпринимательства Авторы: Розанова А. А., Ильин А. Б., Сизова Ю. С. |
В данной статье рассматриваются вопросы этики и морали современной предпринимательской деятельности в России на стыке перехода от инновационной экономики к цифровой. Авторы рассматривают теоретические подходы к определению понятия предпринимательской этики, исследуют основные категории
этики как неотъемлемого атрибута бизнеса и соотносят их с профессиональной сферой деятельности.
Также в работе представлено текущее положение дел в вопросах предпринимательской деятельности
в мире, в частности, рассматривается разработка нового международного документа MiFID II. Отражены
результаты авторского исследования относительно ожиданий соблюдения норм предпринимательской
этики поколением Z.
Продолжение...
|
В статье представлен анализ конкурентной среды современного предпринимательства на примере семейного предпринимательства, который позволил автору сделать вывод об эффективно функционирующей
конкурентной среде как детерминанте состояния и динамики конкурентности любого отраслевого рынка.
Семейное предприятие определено как субъект микропредпринимательства, в рамках которого могут быть
реализованы различные формы предпринимательской активности близких родственников на основе их совместного семейного капитала. Отмечено, что для развития конкурентной среды семейного предпринимательства в современной России необходимо повышение качества институциональной среды, в частности
качества региональных и муниципальных программ и мероприятий по развитию микропредпринимательства. Подчеркнуто значение антимонопольного регулирования в качестве одного из главных инструментов
формирования и развития конкурентной среды. Сделан вывод о минимизации административных барьеров
в целях реализации принципов рыночной экономики с сохранением прозрачного контроля демократических
институтов как основной задачи на пути развития конкурентной среды семейного предпринимательства
в современной России.
Продолжение...
|
|
№6(72)
31 декабря 2018 года
Рубрика: Антимонопольное регулирование Авторы: Павлова Н. С., Мелешкина А. И. |
Текущее дело ФАС России в отношении крупнейших операторов сотовой связи в связи с неоправданным
назначением ими разных цен за услуги связи во внутрисетевом роуминге и в домашнем регионе ставит
вопрос о том, насколько корректно считать такие услуги «одним и тем же товаром» в понимании антимонопольного определения границ рынков. Для услуг связи характерна высокая степень комплементарности,
в том числе трансакционной. В антимонопольной практике для определения границ рынков в подобных
ситуациях, кроме узкого способа определения границ, применяются подходы кластерных рынков и рынков
товаров в наборах. В статье подробно рассматриваются данные подходы, описываются критерии их использования и обосновывается применимость данных подходов к услугам сотовой связи.
Продолжение...
|