Статья представляет собой авторский подход к обоснованию алгоритма отбора предприятий со стабильной предпринимательской активностью в условиях изменения внутренних и внешних условий их функционирования. Динамика институциональных условий деятельности и жизненный цикл предприятий на том или ином рынке зависит от принимаемых государством решений, глобальных трендов, связанных с процессами четвертой промышленной революции и других факторов. В статье отмечается, что методы оценки предпринимательской активности разработаны в рамках достаточно молодой теории бизнес-демографии и в настоящее время в сочетании с современными цифровыми технологиями обработки информации таят в себе существенный аналитический потенциал, который можно использовать для снятия неопределенности при принятии тех или иных государственных институциональных решений. Однако на сегодня отсутствует общепринятый подход к выбору метода применительно к фактической системе показателей оценки динамики функционирования предприятия на рынке. В работе предлагается методика отбора предприятий со стабильной предпринимательской активностью, состоящая из нескольких последовательных этапов: классификация предприятий по показателям бизнес-демографии; формирование кластера предприятий с максимальным периодом жизненного цикла с использованием базовых статистических подходов; оценка предприятий сформированного кластера по показателю полученной выручки с помощью коэффициента согласия Кендалла; отбор предприятий со стабильной предпринимательской активностью по критерию максимизации коэффициента согласия Кендалла. Апробирование предлагаемого алгоритма проведено на основе рынка ИТ-предприятий Ростовской области, осуществляющих свою деятельность по коду 62.02 ОКВЭД «Деятельность консультативная и работы в области компьютерных технологий». В результате сформирована выборка из 13 предприятий, оценка которой показала высокую согласованность по коэффициенту согласия Кендалла (0,704). Проверка по критерию Пирсона показала высокую статистическую достоверность полученного результата. Всё это предоставляет возможность для дальнейшего анализа тех внутренних факторов, за счет которых остальным предприятиям возможно обеспечить повышение уровня предпринимательской активности на изучаемом рынке и тем самым повысить уровень своей конкурентоспособности.
Ключевые слова
предпринимательская активность, методы оценки, алгоритм отбора, коэффициент согласия Кендалла, мероприятия по повышению конкурентоспособности