8 (495) 987 43 74 доб. 3304 Прием заявок на рассмотрение статей E-mail: evlasova@synergy.ru

Мы в соцсетях -          
Рус   |   Eng

Авторы

Полуянов В. П.

Ученая степень
докт. экон. наук, профессор, профессор кафедры информационных систем и прикладной информатики, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
E-mail
PoluyanovVP@rambler.ru
Местоположение
Ростов-на-Дону, Россия
Статьи автора

Выбор предприятия-лидера по модели динамической оценки конкурентоспособности

Статья посвящена рассмотрению различных методик оценки конкурентоспособности в условиях изменения внутренних и внешних условий функционирования предприятий под действием цифровизации, процессов импортозамещения и других вызовов в отечественной экономике. В статье отмечается, что методы оценки конкурентоспособности предприятия достаточно хорошо разработаны в теории и широко применяются на практике. Однако определенной проблемой является подход к выбору метода применительно к системе показателей оценки конкурентоспособности того или иного предприятия. Полученные оценки конкурентоспособности служат для выявления слабых и сильных сторон предприятия. В дальнейшем разрабатываются и внедряются мероприятия по устранению слабых и укреплению сильных сторон. Рассмотрены различные методы оценки конкурентоспособности: теория сравнительных преимуществ, теория равновесия, теория Ж.-Ж. Ламбена, метод анализа Мак-Кинси (Mckinsey analysis) 7S, метод анализа конкурентоспособности предприятия GAP, метод анализа конкурентоспособности LOTS, PEST-анализ, SWOT-анализ, методика 4Р, метод бенчмаркинга, метод оценки конкурентоспособности, опирающийся на положения теории эффективной конкуренции. Автор поддерживает мнение тех исследователей, которые рассматривают три уровня показателя конкурентоспособности: тактический, стратегический и оперативный. На оперативном уровне используют показатель конкурентоспособности продукции, на тактическом – показатель конкурентного потенциала, на стратегическом – конкурентные преимущества и рост рыночной стоимости предприятия. Автором предложен усовершенствованный алгоритм расчета показателей по модели динамической оценки конкурентоспособности, позволяющей выделить лидера (наиболее перспективное предприятие) и использовать его показатели в качестве нормативных при планировании мероприятий по повышению конкурентоспособности. Полученный результат отклонения фактических показателей от норматива (показателей предприятия-лидера) позволяет наметить оперативные, тактические и стратегические мероприятия по повышению конкурентоспособности. Читать дальше...

Алгоритм отбора предприятий со стабильной предпринимательской активностью для обоснования институциональных и корпоративных решений

Статья представляет собой авторский подход к обоснованию алгоритма отбора предприятий со стабильной предпринимательской активностью в условиях изменения внутренних и внешних условий их функционирования. Динамика институциональных условий деятельности и жизненный цикл предприятий на том или ином рынке зависит от принимаемых государством решений, глобальных трендов, связанных с процессами четвертой промышленной революции и других факторов. В статье отмечается, что методы оценки предпринимательской активности разработаны в рамках достаточно молодой теории бизнес-демографии и в настоящее время в сочетании с современными цифровыми технологиями обработки информации таят в себе существенный аналитический потенциал, который можно использовать для снятия неопределенности при принятии тех или иных государственных институциональных решений. Однако на сегодня отсутствует общепринятый подход к выбору метода применительно к фактической системе показателей оценки динамики функционирования предприятия на рынке. В работе предлагается методика отбора предприятий со стабильной предпринимательской активностью, состоящая из нескольких последовательных этапов: классификация предприятий по показателям бизнес-демографии; формирование кластера предприятий с максимальным периодом жизненного цикла с использованием базовых статистических подходов; оценка предприятий сформированного кластера по показателю полученной выручки с помощью коэффициента согласия Кендалла; отбор предприятий со стабильной предпринимательской активностью по критерию максимизации коэффициента согласия Кендалла. Апробирование предлагаемого алгоритма проведено на основе рынка ­ИТ-предприятий Ростовской области, осуществляющих свою деятельность по коду 62.02 ­ОКВЭД «Деятельность консультативная и работы в области компьютерных технологий». В результате сформирована выборка из 13 предприятий, оценка которой показала высокую согласованность по коэффициенту согласия Кендалла (0,704). Проверка по критерию Пирсона показала высокую статистическую достоверность полученного результата. Всё это предоставляет возможность для дальнейшего анализа тех внутренних факторов, за счет которых остальным предприятиям возможно обеспечить повышение уровня предпринимательской активности на изучаемом рынке и тем самым повысить уровень своей конкурентоспособности. Читать дальше...

Главный редактор