8 (495) 987 43 74 доб. 3304 Прием заявок на рассмотрение статей E-mail: evlasova@synergy.ru

Мы в соцсетях -          
Рус   |   Eng

Архив номеров

№4(100) Август 2024 года

Содержание номера:

Теория конкуренции

Автор: Г. Клейнер

Задача обоснования образа и основных черт желательного и возможного будущего экономики России является одной из актуальных задач экономической науки. В статье реализуется комплексный подход к исследованию будущего, сочетающий методы системного анализа экономики, концептуального анализа общественной справедливости, конструктивного проектирования отношений конкуренции. Методологической особенностью исследования является рассмотрение системной экономики как объемного описания экономики в виде сочетания системной экономической теории, системной экономической политики, системного управления экономикой, системной хозяйственной практики. Изучаются характерные черты указанных четырех подсистем будущей экономики, отличающие ее от экономики сегодняшнего дня. Сравнительный анализ принципов системной экономики в России и положений конфуцианской традиции в Китае позволяет увидеть сходство этих двух учений и сформировать черты траектории развития экономики России с учетом опыта развития экономики КНР. Поскольку основными участниками системной экономики являются экономические системы, возникает проблема построения концепции справедливости применительно к отношениям между системами. Соответствующая теория развивается в статье на базе системной парадигмы. Общее понятие эффективной конкуренции рассматривается на примере конкуренции социально-экономических экосистем как относительно устойчивых комплексов организаций, бизнес-процессов, инновационных проектов и инфраструктурных систем. Показано, что наиболее значимой является конкуренция между экосистемами одного типа: объектного, процессного, проектного или средового. Определено место конкуренции среди основных отношений между участниками экономической деятельности от безразличия до консолидации (слияния). Обоснованы основные черты желаемого и возможного будущего экономики и общества России.

Автор: А. Юданов

В статье обсуждается эффективность применения биологического подхода генерических (родовых) стратегий конкурентной борьбы Л. Г. Раменского – Дж. П. Грайма к экономическим процессам. Рассматриваются четыре основные стратегии – виолентная, патиентная, коммутантная и эксплерентная – и свойственные придерживающимся их фирмам конкурентные преимущества, а также взаимодействия внутри популяции фирм с разными стратегиями как единой системы. Основной методический прием, примененный в статье, состоит в сопоставлении конкурентной ситуации в России тридцать лет назад, т. е. на заре развития рыночных отношений в стране, с тем, что происходит в настоящее время. Охарактеризованы основные изменения, произошедшие с фирмами, придерживающимися каждой из четырех генерических стратегий. В частности, выявлено резкое (более чем на порядок) снижение доли крупных предприятий-виолентов в общей численности российских предприятий при одновременном функциональном улучшении характера их деятельности. В сравнении с ранним постсоветским временем произошло резкое увеличение численности малых, особенно микро- предприятий-коммутантов, что в значительной мере решило проблему быстрого удовлетворения меняющихся локальных потребностей. Значительные советские заделы технологий послужили стартовым условием формирования узкоспециализированных фирм-патиентов, включая элиту последних – некоторое число «скрытых чемпионов», достигших мирового лидерства. Развитие отсутствовавших в СССР предприятий-эксплерентов (новаторов) пошло не столько по классическому пути технологических стартапов, сколько по пути появления страты быстрорастущих компаний-газелей. В качестве основного вывода утверждается, что важной причиной высокой устойчивости экономики России к внешним шокам, ставшей неожиданностью для большинства экономистов, явилась высокая адаптивность сложившейся в стране системы конкурентных отношений.

Конкуренция в предпринимательстве

Автор: Ю. Рубин

Цели статьи – актуализация, идентификация и структурирование конкурентной проблематики в повестке научных исследований стартаперской деятельности российских предпринимателей и развития теории стартапов, а также систематизация объектов менеджмента участия в конкуренции в период вхождения стартаперов в конкурентную гонку. С опорой на представления о предпринимательстве как о виде профессиональной деятельности и на концепцию менеджмента участия в конкуренции исследуются функциональные аспекты конкурентной деятельности предпринимателей-стартаперов. Специальными объектами рассмотрения становятся дебют предпринимателей в конкурентной гонке в процессе создания собственного дела, конкурентная среда стартапов новых бизнес-проектов, типовые признаки идентичности успешных дебютантов конкурентной гонки, стратегии дебюта в конкурентной гонке, тактические операции укоренения дебютантов конкурентной гонки. Вхождение стартаперов в конкурентную гонку трактуется как неотъемлемая составная часть исполнения предпринимателями профессиональной функции создания собственного дела и доведения его до состояния конкурентной устойчивости. Рассматриваются специфические черты стратегий дебюта в конкурентной гонке, нацеливающих субъектов предпринимательства на выполнение действий по вхождению в конкурентную среду на стадии стартапов новых бизнес-проектов, а также общего шаблона управления ими. Анализируются особенности типов операционного взаимодействия стартаперов с соперниками в многосторонней конкурентной среде, а также предпосылки воздействия на соперников, противодействия и содействия им, взаимного бездействия сторон соперничества. Обоснована необходимость включения участниками проекта «Стартап как диплом» конкурентного раздела в образовательные программы для формирования начинающими предпринимателями конкурентных компетенций в целях своей успешной профессионализации.

Конкуренция в предпринимательстве

Научная публицистика

Автор: Э. Омаров

Статья посвящена новому подходу в типологии личности людей, занимающихся предпринимательской деятельностью. Приведены наборы устойчивых проявлений характера и особенностей поведения, присущих четырем типам личности предпринимателя: креативщик, предприниматель, менеджер и владелец. Автором представлена тесная связь между способностями предпринимателей генерировать новые идеи, создавать, управлять и владеть бизнесом и выраженностью того или иного типа личности. Автор подчеркивает, что всех людей, занимающихся экономической деятельностью, по определению можно назвать предпринимателями. Вместе с тем разность успешности предпринимательской деятельности говорит о том, что эта масса далеко не однородна. Предприниматели внутри своей среды существенно отличаются друг от друга. В статье обосновывается важность дифференцирования типа личности предпринимателя по предложенной автором системе, приведено детальное описание четырех типов личности и их принципиальные отличия. Автор подчеркивает наличие определенного набора особенностей личности, обеспечивающего успешность предпринимательской деятельности. В статье раскрывается концептуальная система дифференцирования предпринимателей по преобладающему типу личности и аспекты, позволяющие определить его. Данная статья поможет «людям дела» самоидентифицироваться – определить ведущий тип личности, что позволит осознанно управлять своим профессиональным развитием. Приведенная в статье типология личности также дает возможность значительно повысить качество образовательных программ по подготовке предпринимателей.

Цифровая трансформация бизнеса

В статье показано, что наряду с техническими ограничениями доступа к интернет-ресурсам по всему миру, в том числе вследствие применения геоблокинга, появились новые факторы деглобализации, связанные с распространением цифровых платформ и возникновением цифровых экосистем. Действие этих факторов основано на эксплуатации ограниченной рациональности пользователей платформ и на трудностях решения проблемы коллективных действий пользователей, в совокупности создающих новые издержки переключения и препятствующие развитию конкуренции. В качестве методологической базы исследования используются подходы новой институциональной экономической теории и теории отраслевых рынков. Описаны основные стратегии лидеров экосистем по повышению издержек переключения пользователей и «запиранию» их в экосистеме: от менее опасных с точки зрения ограничения конкуренции стратегий, таких как системы рекомендаций или бонусные программы, до более опасных, в частности предотвращения инноваций, которые позволяли бы облегчать мультихоуминг или переключение между экосистемами. В статье продемонстрировано, как традиционные теории вреда, применяемые в антитрасте, могут быть использованы для объяснения «разделения» пользователей между экосистемами, и какие эффекты при этом не находят объяснения и нуждаются в дальнейшей теоретической проработке. В частности, проанализирована применимость концепций ограничения доступа к ресурсу и продаж связанных продуктов к анализу стратегий поведения экосистем. В качестве мер ex ante контроля рассмотрены новые подходы из зарубежных методических документов в сфере антитраста, касающихся анализа рынка и оценки слияний. Показано, что, несмотря на некоторые продвижения в практике, ряд вопросов остаются без ответа, в том числе на уровне теории. Статья может представлять интерес как для регулирующих органов, так и для антимонопольных экспертов.

Отраслевая конкурентоспособность

Автор: Д. Можжухин

Актуальность и значимость рассмотрения кадрового фактора конкурентоспособности в сфере предпринимательского образования обусловлены объективным запросом заинтересованных сторон на повышение качества предпринимательского образования, в частности рядовых граждан – возможных будущих или начинающих предпринимателей, их окружения, органов государственного управления, понимающих необходимость профессионального решения предпринимательских задач в различных сферах для комплексного развития страны, а также предпринимательского сообщества Российской Федерации. Цель работы – выявление влияния кадрового фактора на конкурентоспособность вуза в процессе обучения предпринимательству. Предмет исследования – обеспечение кадровой конкурентоспособности высших учебных заведений в сфере обучения предпринимательству. В статье представлен анализ взаимосвязи кадрового обустройства вуза в сфере обучения предпринимательству и конкурентоспособности образовательных организаций в сфере высшего предпринимательского образования. На основании использования методов дедукции, индукции, синтеза и кейс-метода раскрыт кадровый фактор, влияющий на уровень конкурентоспособности вузов, участвующих в процессе обучения предпринимательству. Отмечается, что повышение эффективности кадрового фактора конкурентоспособности в области обучения предпринимательству основано на адаптации и подготовке кадрового состава, в первую очередь профессорско-предательского характера. Особое внимание уделяется программам подготовки кадровых ресурсов обучения предпринимательству. Делается вывод о важности формирования конкурентоспособных образовательных результатов в сфере обучения предпринимательству за счет программ адаптации и подготовки кадров, участвующих в реализации содержания, методик и технологий обучения предпринимательству. Также в статье представлены перечни показателей, которые могут лечь в основу методик оценки разных типов преподавателей в сфере обучения предпринимательству.

В статье рассмотрены основные тенденции инновационного развития предприятий химической и нефтегазохимической отраслей промышленности, что позволило определить их роль в повышении конкурентоспособности предприятий других секторов экономики Российской Федерации. Приведены примеры импортозамещающих инноваций в отрасли. На примере рынка крупнотоннажных полимеров выявлены основные угрозы для обеспечения конкурентной устойчивости данных предприятий. В результате обоснована актуальность научной задачи по развитию существующих моделей организационно-экономического взаимодействия участников цепи производства и поставок химической продукции для повышения ее конкурентоспособности на внутренних и зарубежных рынках на основе реализации инновационных процессов. Предложена модель использования результатов инновационной деятельности на рынке крупнотоннажных полимеров, которая, в отличие от известных моделей, предполагает создание иерархической системы локальных коллабораций, ориентированных на реализацию инновационных процессов в целях повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции различных переделов. Предложенный подход к управлению инновационной деятельностью на крупных предприятиях по выпуску крупнотоннажных полимеров позволит разработать решения по использованию результатов инновационной деятельности, которые могут быть распространены на десятки или даже сотни небольших компаний, функционирующих на рынках следующего передела. К указанным решениям были отнесены такие решения для всей цепи производства и использования продукции, как пред- и постпродажный сервис, проведение PR-кампаний по продвижению результатов, коллаборации с другими игроками индустрии на ранней стадии разработки инноваций, влияние на регуляторы. Практическая реализация разработанной модели будет способствовать обеспечению конкурентной устойчивости предприятий нефтехимического комплекса РФ в условиях современных вызовов.

Практика предпринимательства

В данной работе проводится комплексное исследование концепции лоббирования интересов, охватывающее как теоретические аспекты, так и практическое применение этого термина в российской судебной системе. Исследование состоит из двух основных этапов: всестороннего обзора научной литературы по теме лоббирования и детального анализа судебных решений различных инстанций Российской Федерации, в которых фигурирует термин «лоббирование». Основная цель исследования заключается в выявлении и сопоставлении трактовок понятия «лоббирование» в научном дискурсе и судебной практике. Авторы стремятся определить, существуют ли расхождения между теоретическими концепциями и практическим применением данного термина в правовой сфере. Обзор научной литературы демонстрирует двойственность в понимании лоббирования. С одной стороны, выделяется позитивная трактовка, характеризующая лоббирование как открытый, законный и информативный процесс. С другой стороны, существует негативная интерпретация, ассоциирующая лоббирование с теневыми, коррумпированными и противозаконными практиками. Анализ судебных решений выявил примечательную тенденцию: в российской судебной практике термин «лоббирование» используется исключительно в негативном контексте. Это указывает на существенный разрыв между научным пониманием лоббирования и его восприятием в правовой системе. Особый интерес представляет обнаруженное авторами расширение понятия лоббирования в некоторых судебных решениях. В ряде случаев термин применяется не только к воздействию на органы государственной власти, но и к попыткам влияния на решения коммерческих структур. Это наблюдение открывает новые перспективы для исследования эволюции концепции лоббирования как бизнес-практики в российском правовом поле. Данное исследование вносит значительный вклад в понимание сложности и многогранности концепции лоббирования, подчеркивая необходимость дальнейшего изучения расхождений между теоретическими подходами и практическим применением этого понятия в правовой сфере. Результаты работы могут послужить основой для совершенствования законодательства в области регулирования лоббистской деятельности и повышения прозрачности процессов принятия решений как в государственном, так и в коммерческом секторах.

Главный редактор