В статье рассматриваются категории справедливости и конкурентоспособности как многомерные теоретические концепты, сущность которых раскрывается через идеологические и прагматические контексты
их содержательного наполнения.
Авторы предлагают оригинальную трактовку сущности и содержания обеих категорий, что позволяет
концептуально и системно увязать категории справедливости и конкурентоспособности друг с другом.
Конкурентоспособность в понимании авторов — относительное качество субъектов экономических процессов,
описывающее их сравнительно большую чем у конкурентов способность осуществлять конкурентные действия, — качество, указывающее на способность выдерживать конкурентное напряжение, т. е. долгосрочно
безубыточно присутствовать на релевантном конкурентном рынке.
Справедливость в трактовке авторов — это особая имманентная характеристика функционирующих общественных институтов экономических отношений, которая отражает соответствие наблюдаемых конку-
рентных взаимодействий субъектов (и их результатов) конвенциональной логике естественного и законо-
мерного функционирования институтов экономической конкуренции, и тем самым справедливость обеспечивает общественное признание совокупных экономических результатов конкуренции, не вызывающих
у ее субъектов сомнений в эффективности конкурентного функционирования экономической системы.
Авторы утверждают, что совокупные общественные представления о справедливости результатов конкурентного взаимодействия хозяйствующих субъектов, т. е. о закономерности и «правильности» итогового распределения ограниченных экономических ресурсов между конкурентами (включая присвоение
добавочной стоимости), формируют объективные предпосылки для измерения конкурентоспособности
экономических субъектов.
Авторы выявляют концептуальную связь конкурентоспособности и справедливости, системно проявляющуюся на разных (макро-, мезо- и микро-) уровнях национальной экономики.
В зависимости от выбора базового концепта можно осмыслить справедливость конкуренции и конкурентоспособности и описать справедливость институтов как фактор обеспечения конкурентоспособности
субъектов разных уровней экономической системы.
Продолжение...
|
|
№ 1(49)
from 27 февраля 2015 года
Рубрика: Антимонопольное регулирование Автор статьи: Бондаренко И. В. |
В статье проведен анализ рейтинга регионов России по степени интенсивности конкуренции и состоянию конкурентной среды на основе сведений Федеральной антимонопольной службы РФ (ФАС России). Рассмотрен
алгоритм формирования каждого из составных подрейтингов, включенных в рейтинг ФАС России. Определены показатели, выделены временные периоды, включенные для оценки конкурентной среды регионов
по разным аспектам. Выявлены некоторые методологические ошибки при составлении рейтинга ФАС России.
Для анализа объективности приведенных результатов рейтинга регионов по состоянию конкурентной среды
и интенсивности конкуренции проведен корреляционный анализ результатов рейтинга ФАС России и рейтингов регионах России, характеризующих социально-экономическое положение и степень благоприятствования инвестиционного климата в регионах. Для оценки тесноты связи между тремя рейтингами рассчитан
коэффициент корреляции Спирмена (попарно для составных подрейтингов), а для оценки степени согласованности выводов, выраженных в составных подрейтингах рассчитан коэффициент конкордации Кендала.
На основе проведенного анализа методологии составления рейтинга ФАС России и использования методов
статистического анализа сопоставления ранговых величин были определены необходимые методологические
изменения в составлении рейтинга состояния конкурентной среды регионов России.
Продолжение...
|
№ 1(49)
from 27 февраля 2015 года
Рубрика: Конкурентоспособность организаций Автор статьи: Орехова С. В. |
В статье на основе изучения свойств ресурсов компании в контексте современной ресурсной концепции
дается характеристика человеческого капитала как специфического актива. Автором выделяется три группы
факторов, объясняющие трудности применения человеческого капитала для формирования устойчивых
конкурентных преимуществ российскими компаниями. К таким факторам относятся: свойства самого человеческого капитала, структура и специфика российской экономики, а также особенности институциональной
среды российского рынка труда. На основе изучения данных факторов в исследовании выделены и описаны
основные характеристики оптимизационной модели управления человеческим капиталом предприятия,
характерной для российских компаний: минимальное вложение инвестиций в человеческий капитал работников фирмы; использование ценовой и временной подстройки в условиях адаптации к изменениям
институциональной среды; отношение к работнику как к «центру затрат», а не «центру инвестиций». Автор
считает использование данной модели управления человеческим капиталом фирмы проигрышным в аспекте
формирования долгосрочных устойчивых конкурентных преимуществ.
Продолжение...
|
№ 1(49)
from 27 февраля 2015 года
Рубрика: Конкурентоспособность организаций Авторы: Мадьяров А. А., Шамарова Г. М. |
В статье рассматривается конкурентоспособность вуза на рынке образовательных услуг в России. Проводится
комплексная оценка положения вуза в отрасли образования (на примере МФПУ «Синергия»). Особое внимание уделяется проблемам стратегического развития вуза. Отмечается, что реализация стратегии развития
вуза зависит как от влияния социально-экономических условий внешнего окружения, так и от воздействия
внутренних компонентов стратегического процесса.
Определены ключевые факторы успеха вуза. Построена карта стратегических групп. Выявленные признаки
интегрированной конкурентной стратегии вуза свидетельствуют о сочетании низких затрат и дифференциации. Внутренний анализ вуза включает оценку ресурсов и способностей. Сформулирован перечень организационных патологий, характерный для определенной группы российских вузов: патологии лидерства,
патологии в строении организации и в организационных отношениях.
Предлагаемые меры по совершенствованию системы управления образовательным процессом, по развитию исследовательской и международной деятельности включают внедрение элементов «организационной
демократии» и «распределенного лидерства». Стратегическое развитие современного российского вуза
связано как с постоянным улучшением качества учебного процесса, так и с активизацией научно-методической деятельности.
Продолжение...
|
№ 2(50)
from 29 апреля 2015 года
Рубрика: Теория предпринимательства Авторы: Широкова Г. В., Беляева Т. В. |
В статье представлен анализ основных исследований предпринимательских намерений студентов, опубликованных в ведущих научных рецензируемых журналах по предпринимательству и малому бизнесу за период
1991 – 2015 гг. Изучение предпринимательских намерений играет важную роль в предсказании фактического
предпринимательского поведения индивида, а годы студенчества являются жизненным этапом, на котором начинает формироваться отношение к предпринимательской деятельности. В результате проведенного
анализа публикаций были определены три подхода к исследованию предпринимательских намерений студентов: личностный, поведенческий и контекстуальный. Результаты исследования показали, что в процессе
развития концепции предпринимательских намерений фокус исследований смещается с изучения личности
предпринимателя к изучению его поведения, и в дальнейшем — к исследованию контекстуальных факторов,
связанных с предпринимательскими намерениями. Изучение экономической, институциональной и социокультурной внешней среды, способствующей формированию предпринимательских намерений студентов,
и проведение сравнительных и лонгитюдных исследований представляют собой возможные направления
будущих исследований в области предпринимательских намерений студентов.
Продолжение...
|
№ 2(50)
from 29 апреля 2015 года
Рубрика: Теория предпринимательства Автор статьи: Пиньковецкая Ю. С. |
В статье рассмотрены результаты исследований деятельности сложившегося к настоящему времени в экономике Российской Федерации сектора малого и среднего предпринимательства. В качестве информационной
базы использованы данные Федеральной службы государственной статистики, нормативные материалы,
описывающие классификацию видов экономической деятельности и продукции. Рассмотрены показатели,
описывающие количество предпринимательских структур, их оборот и численность работников. Приведен
анализ показателей, характеризующих удельный вес субъектов малого и среднего предпринимательства в общих показателях всех предприятий и организаций нашей страны. Представлено сложившееся распределение
субъектов предпринимательства в зависимости от осуществляемых ими видов деятельности. Выделены шесть
основных отраслей, в которых функционируют предприятия и предприниматели. Показано, что деятельность предпринимательских структур направлена на производство товаров и оказание услуг. Потребителями
продукции являются как население, так и предприятия и организации различных форм собственности.
Проведенный анализ показал, что в настоящее время имеет место преобладание среди субъектов малого
и среднего предпринимательства тех, которые специализируются на оказании разнообразных услуг. В статье
рассмотрены особенности и основные характеристики деятельности в сфере услуг, которые определяют
организацию и технологию функционирования соответствующих предпринимательских структур. Приведены
задачи развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.
Продолжение...
|