В статье раскрывается понятие управленческого экономического мышления, понимаемого в качестве
компетенции менеджера по управлению собственной трудовой деятельностью в интересах инновационного
развития в условиях высокой конкуренции. Представлена модель образовательной программы по развитию
компетенции, описаны результаты, полученные на примере менеджеров Северо-Казахстанской области,
предложены рекомендации.
Продолжение...
|
|
№ 6(66)
29 декабря 2017 года
Рубрика: Конкурентоспособность бизнеса Авторы: Гавриленко Т. Ю., Куренков В. В., Садовничая И. О. |
В статье проведен анализ основных нормативно-правовых и методических документов, на основе которых определены требования к профессиональной квалификации педагогов, осуществляющих реализацию
дополнительных профессиональных программ. Авторами обоснованы принципы оценки качества труда
педагогических работников, обеспечивающие инвестиции в человеческий капитал. Выявлены аспекты
конкурентоспособности педагогических работников.
Продолжение...
|
В статье описывается разрыв между пониманием конкурентоспособности» в поведенческой теории
конкуренции и использованием этого термина в действующем российском законодательстве. На основе
анализа текстов российского законодательства и подзаконных актов будет сделан вывод о том, в каком
значении термин «конкурентоспособность» преимущественно используется в нормативно-правовых актах.
Статья отвечает на вопрос, почему при большом количестве научных работ, посвященных конкурентоспособности вуза, в подавляющем большинстве таких работ четкого определения конкурентоспособности
вуза не содержится.
Сделаны выводы о дуализме понятия конкурентоспособности хозяйствующего субъекта. Конкурентоспособность вуза раскрывается как возможность совершения конкурентных действий и компетентность
в их совершении.
В работе проанализирован теоретический подход, отождествляющий конкурентоспособность вуза и его
место в рейтинге, выразившийся в реализации проекта «5 – 100», номинально призванного повысить конкурентоспособность ведущих российских вузов среди мировых научно-образовательных центров, что
в действительности только усиливает расслоение системы высшего профессионального образования.
Продолжение...
|
|
№ 1(67)
27 февраля 2018 года
Рубрика: Образовательная среда предпринимательства Авторы: Песоцкий Ю. С., Григорьева О. В., Чистова А. А. |
Современный этап развития предпринимательского образования в России можно охарактеризовать как
завершение первичного становления и формирование системы. В статье выявлены основные компоненты
предпринимательского образования, при этом особое внимание уделено подготовке предпринимателей
в вузах: выделены основные идеи и подходы, лежащие в основе такой подготовки, представлены основные условия его педагогической эффективности, определены актуальные проблемы и противоречия.
Ведущей проблемой является отсутствие профильных программ подготовки по направлению «Предпринимательство». Подготовка предпринимателей ведется в рамках самых разных направлений бакалавриата,
на основе разнообразных образовательных моделей, существенно различающихся своей педагогической
эффективностью и не обладающих признаками системности и комплексности. В связи с этим основной
задачей текущего этапа развития предпринимательского образования в России выступает поиск системообразующего начала, обеспечивающего целостность и результативность подготовки студентов к собственной предпринимательской деятельности в сфере малого и среднего бизнеса, в существующих условиях
непрофильного (для предпринимателя) высшего образования.
Продолжение...
|
№ 1(67)
27 февраля 2018 года
Рубрика: Образовательная среда предпринимательства Автор статьи: Никитина Н. Ю. |
В статье рассматриваются проблемы, имеющие место в период реализации программы «Цифровая
экономика Российской Федерации»: ожидаемое изменение структуры рынка труда в связи с увеличением
доли информационных технологий в отраслях народного хозяйства, необходимость внесения изменений
в систему высшего образования. В связи с постоянным ускорением развития инструментов цифровой
экономики усиливается потребность в организации постоянного повышения квалификации специалистов.
Одной из проблем российского народного хозяйства остается низкая производительность труда. Это
препятствует росту заработной платы и покупательной способности населения. Самым действенным способом повышения производительности труда является внедрение новых технологий и модернизация оборудования. Фактором, препятствующим техническому развитию, видится недостаточность инвестиций,
собственного и заемного капитала.
Следующей проблемой на пути повышения производительности труда является дефицит знаний. Скорость изменения технологий подталкивает к тому, что необходимо отладить систему образования и дальнейшего повышения квалификации специалистов во всех отраслях народного хозяйства.
Продолжение...
|
№ 1(67)
27 февраля 2018 года
Рубрика: Методы и технологии обучения предпринимательству Авторы: Сафронова Н. Б., Вельская Г. Г., Маслевич Т. П. |
В статье рассматривается методический опыт преодоления разрыва между теорией и практикой предпринимательства для программ высшего образования, основанный на решении практических задач предпринимательского сообщества. Проведен анализ эффективности разработанных проектов с точки зрения
компаний-заказчиков по реализации предпринимательских инициатив на примере проектных сессий Института отраслевого менеджмента. Представлен опыт формирования командного взаимодействия и оценки
предпринимательских проектов, выполненных участниками конкурса социального предпринимательства
«Остров Мир» и конкурса проектов Института отраслевого менеджмента РАНХиГС «Свежий взгляд».
Продолжение...
|
№ 1(67)
27 февраля 2018 года
Рубрика: Методы и технологии обучения предпринимательству Автор статьи: Пушкарева Е. В. |
В статье анализируется специфика организации учебно-производственной деятельности студентов ПОО
в форме учебной фирмы. Рассматриваются преимущества учебной фирмы с точки зрения возможности
приобретения студентами практических навыков предпринимательской деятельности. Раскрывается концепция региональной инновационной площадки «Учебная фирма как форма организации учебно-производственной деятельности студентов ПОО», созданной на базе ГБОУ ПОО «Магнитогорский технологический
колледж им. В. П. Омельченко».
Продолжение...
|
№ 1(67)
27 февраля 2018 года
Рубрика: Психология и предпринимательский селф-менеджмент Авторы: Карпов А. В., Клюева Н. В. |
Рассматриваются проблемы, которые необходимо решать для формирования системы образования
предпринимательского сообщества в России; представлены результаты психологического исследования
личностных характеристик успешного российского предпринимателя. Обозначены теоретико-методические
основы образования предпринимателей: инновационная методология, процессное консультирование,
андрагогика, использование активных методов обучения и информационно-коммуникационных технологий. Сформулированы требования к преподавателю, обучающему предпринимателей. Обобщен и охарактеризован опыт факультета психологии и Центра корпоративного обучения и консультирования ЯрГУ
им. П. Г. Демидова в интеграции научно-психологических исследований, методических разработок в сфере
образования взрослых, вовлечения студентов в проекты, связанные с подготовкой предпринимателей.
Продолжение...
|
№ 1(67)
27 февраля 2018 года
Рубрика: Региональные особенности обучения предпринимательству Автор статьи: Серебренникова Е. А. |
На основании нормативных источников и стратегических документов обоснована актуальность разработки и внедрения региональной модели управления качеством обучения предпринимательству на примере
Челябинской области. Выявлены и сформулированы противоречия, проявившиеся в системе среднего
профессионального образования с момента вступления в действие ФГОС по ТОП-50. Для разрешения
выявленных противоречий сформулирована цель открытой на базе ГБПОУ «Южно-Уральский многопрофильный колледж» федеральной экспериментальной площадки, выдвинута гипотеза, определены задачи
и этапы работы. Автором предложена возможная региональная система обучения предпринимательству.
Продолжение...
|
№ 1(67)
27 февраля 2018 года
Рубрика: Международный опыт Авторы: Мусарский М. М., Игумнов О. А., Платонова Е. Д. |
В статье рассмотрены основные подходы к организации предпринимательского образования в европейских странах в современных условиях. На основе анализа базовых документов Евросоюза (ЕС) об организации предпринимательского образования описаны его стратегии и факторы успешности, выявлены
различия в подходах к содержанию предпринимательского образования, а также в оценке его значения
как фактора личностного развития обучающихся.
С учетом европейского опыта в статье проанализированы отдельные положения действующих государственных федеральных образовательных стандартов общего образования с позиции перспектив развития
предпринимательского образования в российских школах. Авторы обосновывают целесообразность метапредметного подхода при обучении основам предпринимательства младших школьников. В основной школе
предпринимательское образование в рамках действующего образовательного стандарта предполагает
введение в качестве школьного компонента предмета «Основы предпринимательства», а также включение
в предметную область «Технология» практико-ориентированных заданий и использование интерактивных
форм обучения. В средней школе предлагается включение в образовательный стандарт особой предметной области — «Экономические и правовые основы предпринимательской деятельности», направленной
на завершение формирования предпринимательских компетенций у выпускника средней школы. Обосновывается дидактико-методическая модель обучения предпринимательству в общем образовании.
Продолжение...
|