№ 1(61)
28 февраля 2017 года
Рубрика: Вопросы обучения предпринимательству Авторы: Леонтьева Л. С., Ильин А. Б. |
В статье анализируется существующее состояние предпринимательских компетенций в России и взаимосвязь уровня их развития с качеством предпринимательской деятельности и состоянием предпринимательской демографии. Рассматривается ментальная характеристика отношения к предпринимательству и неравномерность распределения общественного мнения по регионам по уровню развития предпринимательских компетенций. Обобщены инструментальные и образовательные ресурсы комплексного развития предпринимательских компетенций образовательными организациями для различных сфер экономики.
Продолжение...
|
---|---|
№ 1(61)
28 февраля 2017 года
Рубрика: Вопросы обучения предпринимательству Авторы: Рубин Ю. Б., Алексеева Е. В., Леднев М. В., Можжухин Д. П. |
Предпринимательство является основным вектором эволюции мировой экономики на протяжении ее многовековой истории. В современном мире предпринимательство стало способом интернационализации общественной жизни, межнационального и межкультурного сотрудничества людей. Не подвергается сомнению и ключевое значение предпринимательства как системообразующего элемента современной российской экономики.
Однако предпринимательство все еще не признано в России направлением общественно-полезной деятельности людей и уважаемой профессией. Очевиден ряд факторов, которые сдерживают формирование позитивных образов предпринимателей и предпринимательства в сознании россиян и не позволяют поставить предпринимательство вровень с другими профессиями.
Наибольшую проблему в части укоренения конструктивных представлений о современном предпринимательстве представляет отсутствие определения специфических предметов и объектов профессиональной деятельности предпринимателей, состава предпринимательских ресурсов и бизнес-процессов, миссии предпринимательства в российской экономике, профессиональных интересов предпринимателей и перечня профессиональных функций, являющихся исключительной компетенцией предпринимателей
Продолжение...
|
№ 1(61)
28 февраля 2017 года
Рубрика: Вопросы обучения предпринимательству Автор статьи: Коротков А. В. |
В течение последних десяти лет в широкое практическое использование в государственных стратегиях, экспертных отчетах и научных исследованиях вошел термин «экосистема предпринимательского образования», однако без его четкого определения или структурного описания. В рамках данного исследования было проанализировано содержание государственных стратегий семи европейских стран, а также рекомендаций трех международных организаций по поддержке предпринимательского образования, с целью определения содержания данного термина и выработки определения экосистемы предпринимательского образования, как объекта государственной поддержки.
Продолжение...
|
№ 1(61)
28 февраля 2017 года
Рубрика: Вопросы обучения предпринимательству Автор статьи: Цуканова Т. В. |
работе рассматривается роль вуза в формировании предпринимательских намерений российских студентов. Предлагается оценивать роль вуза через существующие предпринимательские инициативы, которые в совокупности образуют предпринимательское портфолио вуза. С опорой на анализ данных по выборке из 2504 респондентов были выявлены составляющие, которые усиливают предпринимательские намерения студентов. Результаты работы позволили сделать важные наблюдения в отношении развития предпринимательской составляющей в учебных заведениях.
Продолжение...
|
№ 1(61)
28 февраля 2017 года
Рубрика: Вопросы обучения предпринимательству Автор статьи: Фролова И. А. |
В данной статье рассмотрены концептуальные подходы к изучению предпринимательских стратегий молодежи, а также представлены результаты авторского социологического исследования, описывающие воздействие образовательных программ предпринимательского типа на жизненные стратегии студенческой молодежи в НИУ.
Продолжение...
|
№ 1(61)
28 февраля 2017 года
Рубрика: Вопросы обучения предпринимательству Автор статьи: Назарова У. А. |
Роль предпринимательства в социально-экономической жизни территории трудно переоценить. Это и гибкость бизнес-решений, и инновационное развитие, и решение проблем безработицы. Статистика, к сожалению, не свидетельствует о бурном росте предпринимательства в нашей стране. Так, в России до 3 лет доживает лишь каждое третье из ста малых предприятий (для сравнения: в Норвегии и Финляндии — каждое шестое, а в Испании — каждое восьмое)1. Сложно сказать, что для региона является более ценным: богатый запас природных ресурсов или развитый предпринимательский потенциал. При этом, если о важности для региона инвестиций и ресурсной базы говорится достаточно много, то о развитии предпринимательского потенциала задумываются гораздо реже. Таким образом, в статье попытаемся найти решение задачи путем создания системы формирования предпринимательского потенциала в регионе посредством разработки механизма модернизации бизнес-пространства.
Продолжение...
|
№ 1(61)
28 февраля 2017 года
Рубрика: Вопросы обучения предпринимательству Авторы: Энгель Д., Росси Б., Смайлор Р., Шиндехутт М. |
Редакторы попросили пять ведущих педагогов поделиться своим многолетним новаторским опытом преподавания предпринимательства. Они обратились к преподавателям, признанным лучшими в обучении предпринимательству, в своем профессиональном окружении, в ведущих академических организациях, среди коллег и учащихся.
Каждый из них имеет более чем десятилетний опыт работы в обучении предпринимательству и является свидетелем быстрой эволюции этой очень динамичной дисциплины. Опрошенные предлагают уникальные описания того, что и как они преподают. Первая часть описывает траекторию обучения предпринимательству и формулирует современные задачи, стоящие перед этой системой образования. Четыре следующих раздела содержат личные идеи по обучению предпринимательству, направленные на решение этих задач.
Продолжение...
|
№ 1(61)
28 февраля 2017 года
Рубрика: Вопросы обучения предпринимательству Авторы: Соломон Д., Мэтьюз Ч. |
Данная работа впервые была опубликована в 2014 г. как глава в коллективной научной монографии «Летопись предпринимательского образования и педагогики — 2014», выпущенной Ассоциацией малого бизнеса и предпринимательства США — USASBE1.
В сфере обучения предпринимательству оба автора являются светилами международного уровня, всемирно признанными педагогами и исследователями предпринимательства. Будучи постоянными партнерами Российской ассоциации обучения предпринимательству (учредителя журнала «Современная конкуренция»), они дали согласие на осуществление перевода и публикацию своей работы как отдельной научной статьи.
Статья посвящена описанию наблюдаемого в сфере обучения предпринимательству отсутствия единообразия в предметных областях (а затем в содержании учебных программ и курсов) предпринимательства и управления малым бизнесом. Авторы проводят обзор научной литературы (от Кантильона до наших дней) для выявления отличительных свойств и характеристики предпринимательства и предпринимателя, в результате чего выделяют два типа индивидуального предпринимательства: предпринимательство в сфере малого бизнеса, ориентированного на устойчивое состояние роста (малый, семейный бизнес), и предпринимательство в сфере масштабируемого бизнеса, ориентированного на ускоренный рост. В работе приводятся ключевые отличия двух типов предпринимательства, выявленные с использованием многофакторной модели дифференциации управления (предпринимательства) Уивера и Соломона: разная планируемая скорость роста бизнеса; разный уровень креативности и внедрения инноваций; намерение обеспечить семью предпринимательским доходом (создание занятости и благосостояния для участников предпринимательского окружения); независимость и прямой контроль бизнеса как владения (стратегическая кооперация для масштабирования бизнеса, создающего ценность) и др.
Авторы утверждают, что вследствие неспособности различать эти два типа предпринимательства в программах обучения постепенно сформировался чрезмерный уклон в пользу предпринимательства масштабируемого бизнеса, а деятельность по управлению малым (семейным) бизнесом для обеспечения устойчивого состояния роста вытесняется из учебных программ и курсов, ошибочно перестает рассматриваться как предпринимательство.
Свою позицию авторы подкрепляют данными Национального обследования обучения предпринимательству, отражающими содержание и частоту предложения курсов по управлению бизнесом и предпринимательству, типы учебной педагогики, тематические области учебных программ.
Завершается статья широким набором авторских рекомендаций преподавателям и администраторам в сфере предпринимательства, в частности о строгом пересмотре учебных программ и курсов по предпринимательству с учетом раскрытых обстоятельств, о расстановке акцентов внимания в определенных темах обучения в соответствии с учебными потребностями предпринимателя того или иного типа, а также рядом других теоретических, методологических, педагогических и терминологических предложений и советов.
Продолжение...
|
В статье объяснена общая идея сопоставимости рынков для целей применения антимонопольного законодательства. Представлены структурные альтернативы применения метода сопоставимых рынков, в числе
которых «до-и-после», «эталон», бенчмарк и синтетический метод, включающий комбинации первых трех.
Авторами продемонстрирована зависимость требований к применяемому методу сопоставимости рынка,
критериям отбора таких рынков от поставленных задач исследования — установление факта нарушения
в виде монопольно высокой (низкой) цены и оценка ущерба, связанного с бизнес-практикой, приведшей
к ограничению конкуренции. Обобщен зарубежный опыт применения метода сопоставимого рынка на примере ЕС в целом, отдельных стран ЕС и ЮАР.
Продолжение...
|
|
Критическим вопросом для применения метода сопоставимых рынков в антитрасте являются критерии,
на основании которых отбираются эталоны для сравнения. В статье рассмотрены основные критерии отбора эталонной цены для сопоставления в целях расследования дел о монопольно высокой и монопольно
низкой цене товара. Продемонстрировано, как значимость отдельных критериев зависит от выбранной
формы реализации метода и особенностей различных рынков. Описаны ограничения, которые накладывает
выбор критериев отбора эталонных цен на интерпретацию результатов оценки, осуществленной с помощью
метода бенчмаркинга.
Продолжение...
|