В статье раскрывается различие тактического и стратегического конкурентного поведения фирм. Автором
описывается система тактического менеджмента конкурентных действий фирмы, выделяются тактические
конкурентные операции и тактические модели конкурентных действий. Подчеркивается взаимосвязь планирования тактических операций, расстановки конкурентных сил между тактическими соперниками на тактически выгодно конкурентном поле и определения тактических конкурентных преимуществ и недостатков
фирм-конкурентов.
Автор раскрывает содержание тактических конкурентных диспозиций, предполагающих разработку фирмами
подходящих тактических операций и организационных сценариев их проведения.
Также автором выделены и раскрыты отдельные компоненты менеджмента тактических операций: организационные и мотивационные условия, оперативный контроль проведения тактических операций с определением
степени устойчивости конкурентных действий.
Продолжение...
|
|
№ 3(51)
30 июня 2015 года
Рубрика: Антимонопольное регулирование Автор статьи: Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации |
Тема сегодняшнего нашего круглого стола — «Оценка
состояния конкуренции в регионах Российской Федерации».
Продолжение...
|
Раскрыты основания специфики применения инструментов защиты конкуренции на рынках товаров, характеризующихся отношениями между основными и производными продуктами. Очерчен круг проблем, связанных с ограничениями конкуренции в контексте соотношения «основной продукт — производный продукт»
с учетом построения договорных отношений между его производителями (продавцами) и покупателями
на основе исследований в области новой институциональной экономической теории. Систематизированы возможные ситуации в аспекте условий сохранения конкуренции на рынках основного и производного продуктов
и с учетом существующих норм антимонопольного законодательства. Предложены рекомендации в части
применения норм антимонопольного законодательства для ситуаций взаимосвязанных рынков (продуктов)
по принципу «основной — производный» в российской практике.
Продолжение...
|
|
№ 3(51)
30 июня 2015 года
Рубрика: Антимонопольное регулирование Авторы: Брызгалов Д. В., Цыганов А. А. |
Статья посвящена вопросам проявления монополии на страховом рынке Российской Федерации. Проанализированы исторические моменты присутствия государственной и коммерческой монополии на различных
этапах развития российского страхового рынка. На современном этапе доказано наличие «нишевой» (локальной) монополии. Выявлены и описаны ее типы: канальная, видовая, географическая и потребительская
монополия. Наличие канальной монополии доказано при продажах страховых услуг через авиаперевозчиков,
онлайн-тревел-агентства, туроператоров. Видовая монополия описана по двум направлениям: инновационная видовая монополия и факторная видовая монополия. Сформулированы особенности географической
и потребительской монополии на страховом рынке. Представлена оценка дальнейшего развития «нишевой»
монополии на страховом рынке.
Показано, что на современном этапе развития российского страхового рынка традиционная монополия уступила место «нишевой» монополии, которая на российском страховом рынке проявляется в виде канальной
монополии, видовой и продуктовой монополии, географической монополии.
Продолжение...
|
В работе описаны условия повышения доходности четырех стандартных для мировой практики моделей
аукциона — английского аукциона, аукциона второй цены (аукциона Викри), аукциона закрытых ставок и голландского аукциона. Кроме того, исследован ряд специальных моделей многообъектных аукционов, разработанных зарубежными исследователями для случаев одновременной продажи нескольких объектов: аукцион
универсальной цены, аукцион «Заплати свою ставку», многообъектный аукцион Викри, иерархический
аукцион пакетных ставок, механизм Викри–Кларка–Гровса, одновременные возрастающие аукционы, аукцион Аузубеля, прокси-аукцион Аузубеля, Крэмтона и Милгрома и аукцион смешанных товаров Клемперера.
По результатам анализа преимуществ и недостатков существующих моделей стандартных и многообъектных
аукционов автором разработана и предложена новая модель аукциона, который представляет собой симбиоз
английского аукциона, аукциона закрытых ставок и аукциона Викри, предполагает заключение контрактов
на основе ставок конкурентов и обеспечивает более высокий ожидаемый доход аукционисту. Рассмотрены
преимущества в доходности предложенной модели аукциона по сравнению со стандартными моделями
аукционов.
Разработанная автором модель аукциона может найти успешное применение при формировании заказчика-
ми правил конкурентных закупок в рамках реализации Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223‑ФЗ
«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также при доработке законодателем правил конкурентных закупок, предусмотренных Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44‑ФЗ
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Продолжение...
|
|
Статья посвящена тактическому уровню конкурентного поведения фирм. Рассматривается конкурентная тактика фирм как совокупность конкурентных действий, связанных в тактические модели и фактически реализуемых в тактических операциях против определенных тактических конкурентов в короткий период времени.
Автор подчеркивает, что разные тактические модели реализуют определенные конкурентные стратегии
фирм, и приводит матрицу соответствия типов конкурентных стратегий участников рынка и типов тактических
моделей конкурентных действий.
Приводятся доказательства, что классификация тактических моделей конкурентных действий следует в целом
за классификацией типов конкурентных действий (наступательные, оборонительные, комбинационные). Так,
автором выделяются следующие тактические модели: фронтального и флангового наступления, глухой,
допустимой и превентивной обороны, контрнаступления, партизанских действий, отступления, рациональной
самоизоляции, бесконфликтности, согласия, совместной обороны и совместного наступления, а также тактические маневры. В статье последовательно раскрыты и охарактеризованы все выделенные типы тактических
моделей конкурентных действий.
Под тактическими маневрами подразумеваются комбинации конкурентных действий участников рынка,
адресуемые тактическим соперникам, при реализации которых предусматривается внесение каких‑либо
изменений в проведение тактических операций.
Продолжение...
|
|
Обозначены подходы и варианты решения проблемы определения продуктовых границ рынка для применения антимонопольного законодательства в сфере отношений по поводу основных и производных
продуктов. Раскрыты основания для смягчения режима антимонопольного принуждения на рынках производных товаров. Представлена оценка результатов применения инструментов антимонопольной политики
и адвокатирования конкуренции на рынках связанных продуктов «основной — производный». Обозначены
направления в становлении и предложены рекомендации по совершенствованию антимонопольного правоприменения в России для ситуаций взаимосвязанных рынков (продуктов) по принципу «основной —
производный».
Продолжение...
|
|
Статья посвящена исследованию нарушений антимонопольного законодательства на рынках газовой отрасли. Данному рынку ФАС России уделяет повышенное внимание, однако количество нарушений продолжает
увеличиваться, составляя значительную долю нарушений в отраслевом разрезе. В работе представлены
результаты авторского анализа по видам и статьям нарушений на рынках газа, особенности прохождения
дел в антимонопольном органе, структура нарушений и сравнительный анализ по статьям. По материалам
статистики практики правонарушений за период с 2007 по 2014 г., контент-анализа официального сайта,
а также протоколам заседаний экспертного совета по вопросам развития конкуренции на рынке газа выделены основные особенности и проблемные зоны функционирования рынка газа в области соответствия
требованиям конкурентного законодательства.
Продолжение...
|
|
В статье проанализированы правовые основания проведения отбора лиц для оказания услуг по перемещению
и (или) хранению задержанных транспортных средств. Рассмотрена судебная и административная практики
по рассмотрению вопросов свободного отбора лиц для оказания услуг по перемещению и (или) хранению
задержанных транспортных средств в отсутствие обеспечения равного доступа для остальных участников
рынка. Исследована практика отдельных субъектов Российской Федерации по отбору лиц для оказания услуг
по перемещению и (или) хранению задержанных транспортных средств, отмечены основные подходы, сходства и различия между ними, а также выделены примеры конкретных положений таких порядков, содержащих
требования дискриминационного (антиконкурентного) характера, которые могут привести к ограничению,
устранению, недопущению конкуренции среди лиц, имеющих намерение и возможность участия в данных
отборах.
Автором сформулированы предпосылки и основные подходы к расширению круга лиц, которые могли бы
участвовать в отборах на право перемещения и (или) хранения задержанных транспортных средств, а также
к возможности реализации права водителя — покупателя (потребителя) «поневоле» на выбор штрафной
стоянки.
Приведены примеры действий органов власти, которые не только могут привести к нарушениям антимонопольного законодательства, но и непосредственно приводили к таким нарушениям.
Продолжение...
|
|
Неконкурентное поведение участников конкурсных торгов — серьезная проблема, приводящая к потерям
экономической эффективности проектов, в рамках которых используется механизм конкурсных закупок.
Подобные нарушения достаточно распространены в России и традиционно находятся в центре внимания
антимонопольного органа. Как показывает практика, привлечение к ответственности за ограничивающие
конкуренцию соглашения нередко является проблематичным из‑за многообразия их форм и недостаточной
развитости стандартов доказательства. Это, в свою очередь, ослабляет сдерживающее влияние антимонопольных запретов.
Цель данной статьи — оценка роли параметров аукциона и сформировавшихся в российской антимонопольной практике стандартов доказательства в противодействии заключению ограничивающих конкуренцию
соглашений при проведении конкурсных торгов.
Продолжение...
|