В статье рассматриваются категории справедливости и конкурентоспособности как многомерные теоретические концепты, сущность которых раскрывается через идеологические и прагматические контексты
их содержательного наполнения.
Авторы предлагают оригинальную трактовку сущности и содержания обеих категорий, что позволяет
концептуально и системно увязать категории справедливости и конкурентоспособности друг с другом.
Конкурентоспособность в понимании авторов — относительное качество субъектов экономических процессов,
описывающее их сравнительно большую чем у конкурентов способность осуществлять конкурентные действия, — качество, указывающее на способность выдерживать конкурентное напряжение, т. е. долгосрочно
безубыточно присутствовать на релевантном конкурентном рынке.
Справедливость в трактовке авторов — это особая имманентная характеристика функционирующих общественных институтов экономических отношений, которая отражает соответствие наблюдаемых конку-
рентных взаимодействий субъектов (и их результатов) конвенциональной логике естественного и законо-
мерного функционирования институтов экономической конкуренции, и тем самым справедливость обеспечивает общественное признание совокупных экономических результатов конкуренции, не вызывающих
у ее субъектов сомнений в эффективности конкурентного функционирования экономической системы.
Авторы утверждают, что совокупные общественные представления о справедливости результатов конкурентного взаимодействия хозяйствующих субъектов, т. е. о закономерности и «правильности» итогового распределения ограниченных экономических ресурсов между конкурентами (включая присвоение
добавочной стоимости), формируют объективные предпосылки для измерения конкурентоспособности
экономических субъектов.
Авторы выявляют концептуальную связь конкурентоспособности и справедливости, системно проявляющуюся на разных (макро-, мезо- и микро-) уровнях национальной экономики.
В зависимости от выбора базового концепта можно осмыслить справедливость конкуренции и конкурентоспособности и описать справедливость институтов как фактор обеспечения конкурентоспособности
субъектов разных уровней экономической системы.
Продолжение...
|
|
В статье проведен анализ рейтинга регионов России по степени интенсивности конкуренции и состоянию конкурентной среды на основе сведений Федеральной антимонопольной службы РФ (ФАС России). Рассмотрен
алгоритм формирования каждого из составных подрейтингов, включенных в рейтинг ФАС России. Определены показатели, выделены временные периоды, включенные для оценки конкурентной среды регионов
по разным аспектам. Выявлены некоторые методологические ошибки при составлении рейтинга ФАС России.
Для анализа объективности приведенных результатов рейтинга регионов по состоянию конкурентной среды
и интенсивности конкуренции проведен корреляционный анализ результатов рейтинга ФАС России и рейтингов регионах России, характеризующих социально-экономическое положение и степень благоприятствования инвестиционного климата в регионах. Для оценки тесноты связи между тремя рейтингами рассчитан
коэффициент корреляции Спирмена (попарно для составных подрейтингов), а для оценки степени согласованности выводов, выраженных в составных подрейтингах рассчитан коэффициент конкордации Кендала.
На основе проведенного анализа методологии составления рейтинга ФАС России и использования методов
статистического анализа сопоставления ранговых величин были определены необходимые методологические
изменения в составлении рейтинга состояния конкурентной среды регионов России.
Продолжение...
|
|
В статье на основе изучения свойств ресурсов компании в контексте современной ресурсной концепции
дается характеристика человеческого капитала как специфического актива. Автором выделяется три группы
факторов, объясняющие трудности применения человеческого капитала для формирования устойчивых
конкурентных преимуществ российскими компаниями. К таким факторам относятся: свойства самого человеческого капитала, структура и специфика российской экономики, а также особенности институциональной
среды российского рынка труда. На основе изучения данных факторов в исследовании выделены и описаны
основные характеристики оптимизационной модели управления человеческим капиталом предприятия,
характерной для российских компаний: минимальное вложение инвестиций в человеческий капитал работников фирмы; использование ценовой и временной подстройки в условиях адаптации к изменениям
институциональной среды; отношение к работнику как к «центру затрат», а не «центру инвестиций». Автор
считает использование данной модели управления человеческим капиталом фирмы проигрышным в аспекте
формирования долгосрочных устойчивых конкурентных преимуществ.
Продолжение...
|
|
№ 1(49)
27 февраля 2015 года
Рубрика: Конкурентоспособность организаций Авторы: Мадьяров А. А., Шамарова Г. М. |
В статье рассматривается конкурентоспособность вуза на рынке образовательных услуг в России. Проводится
комплексная оценка положения вуза в отрасли образования (на примере МФПУ «Синергия»). Особое внимание уделяется проблемам стратегического развития вуза. Отмечается, что реализация стратегии развития
вуза зависит как от влияния социально-экономических условий внешнего окружения, так и от воздействия
внутренних компонентов стратегического процесса.
Определены ключевые факторы успеха вуза. Построена карта стратегических групп. Выявленные признаки
интегрированной конкурентной стратегии вуза свидетельствуют о сочетании низких затрат и дифференциации. Внутренний анализ вуза включает оценку ресурсов и способностей. Сформулирован перечень организационных патологий, характерный для определенной группы российских вузов: патологии лидерства,
патологии в строении организации и в организационных отношениях.
Предлагаемые меры по совершенствованию системы управления образовательным процессом, по развитию исследовательской и международной деятельности включают внедрение элементов «организационной
демократии» и «распределенного лидерства». Стратегическое развитие современного российского вуза
связано как с постоянным улучшением качества учебного процесса, так и с активизацией научно-методической деятельности.
Продолжение...
|
№ 2(50)
29 апреля 2015 года
Рубрика: Теория предпринимательства Авторы: Широкова Г. В., Беляева Т. В. |
В статье представлен анализ основных исследований предпринимательских намерений студентов, опубликованных в ведущих научных рецензируемых журналах по предпринимательству и малому бизнесу за период
1991 – 2015 гг. Изучение предпринимательских намерений играет важную роль в предсказании фактического
предпринимательского поведения индивида, а годы студенчества являются жизненным этапом, на котором начинает формироваться отношение к предпринимательской деятельности. В результате проведенного
анализа публикаций были определены три подхода к исследованию предпринимательских намерений студентов: личностный, поведенческий и контекстуальный. Результаты исследования показали, что в процессе
развития концепции предпринимательских намерений фокус исследований смещается с изучения личности
предпринимателя к изучению его поведения, и в дальнейшем — к исследованию контекстуальных факторов,
связанных с предпринимательскими намерениями. Изучение экономической, институциональной и социокультурной внешней среды, способствующей формированию предпринимательских намерений студентов,
и проведение сравнительных и лонгитюдных исследований представляют собой возможные направления
будущих исследований в области предпринимательских намерений студентов.
Продолжение...
|
В статье рассмотрены результаты исследований деятельности сложившегося к настоящему времени в экономике Российской Федерации сектора малого и среднего предпринимательства. В качестве информационной
базы использованы данные Федеральной службы государственной статистики, нормативные материалы,
описывающие классификацию видов экономической деятельности и продукции. Рассмотрены показатели,
описывающие количество предпринимательских структур, их оборот и численность работников. Приведен
анализ показателей, характеризующих удельный вес субъектов малого и среднего предпринимательства в общих показателях всех предприятий и организаций нашей страны. Представлено сложившееся распределение
субъектов предпринимательства в зависимости от осуществляемых ими видов деятельности. Выделены шесть
основных отраслей, в которых функционируют предприятия и предприниматели. Показано, что деятельность предпринимательских структур направлена на производство товаров и оказание услуг. Потребителями
продукции являются как население, так и предприятия и организации различных форм собственности.
Проведенный анализ показал, что в настоящее время имеет место преобладание среди субъектов малого
и среднего предпринимательства тех, которые специализируются на оказании разнообразных услуг. В статье
рассмотрены особенности и основные характеристики деятельности в сфере услуг, которые определяют
организацию и технологию функционирования соответствующих предпринимательских структур. Приведены
задачи развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.
Продолжение...
|
|
В статье рассмотрена роль, которую играет предприниматель в процессе создания конкурентных преимуществ
компании. В свете изучения роли предпринимателя проанализированы основные классические и современные теории конкурентоспособности, выявлены их взаимосвязи, области пересечения и потенциал интеграции.
Обосновано, что наиболее адекватно вклад предпринимателя в обеспечение конкурентного успеха компании
описывается в рамках концепции динамических способностей, представляющей собой синтез ресурсной
теории фирмы и теории динамической конкуренции.
Исходя из достижений концепции динамических способностей, а также из принципа единственного источника истины (single source of truth) выявлена специфическая предпринимательская модель стратегического
управления, отличающаяся от стандартных стратегических моделей. Центральное место в модели занимает понятие трактовки, т. е. результирующей информационной картины позиции и целей фирмы в голове
предпринимателя. Выявлен примат трактовки по сравнению с ограничениями внешней и внутренней среды
фирмы. На примере ряда «историй успеха» («историй провала») российских компаний показана взаимосвязь
качества трактовки и конкурентных преимуществ фирм.
Продолжение...
|
|
Хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение, при реализации своего товара контрагентам используют всевозможные подходы к установлению цен, нередко цену на товар формируют исходя
не из его себестоимости и необходимой для дальнейшего функционирования предприятию прибыли. Указанные действия приводят к тому, что цены на один и тот же товар оказываются различными для покупателей,
исключением являются лишь условия публичного договора. Результатом таких действий, например на оптовом рынке, будет являться отличие розничных цен в торговых сетях, не говоря уже об уровне закупочных
цен для бюджетных организаций.
В связи со значительным количеством отмен решений антимонопольных органов в арбитражных судах
данная статья посвящена разработке методических аспектов доказательства экономически необоснованного
установления монополистом различных цен на один и тот же товар.
Продолжение...
|
|
Российские многонациональные компании все чаще становятся объектом исследований в области как стратегического менеджмента, так и международного бизнеса. Их отличительные особенности определяют интерес
исследователей к изучению различных аспектов их функционирования. Цель данной статьи — рассмотреть
понятие и элементный состав структурных конфигураций российских МНК и выявить факторы, влияющие
на их формирование.
На основе систематизации и анализа литературы по стратегическому менеджменту, международному бизнесу
и теории организации выделено пять основных структурных элементов: степень децентрализации управленческих решений, степень формализации и контроля, сложность, степень использования механизмов
внутрифирменной горизонтальной интеграции и механизмов внутрифирменного международного обмена
знаниями и опытом.
Разработанная концептуальная модель взаимосвязи основных ситуационных переменных и элементов структурной конфигурации МНК прошла эмпирическую проверку на выборке из 213 российских МНК.
В результате анализа с использованием множественной линейной регрессии выявлены статистически значимые взаимосвязи между элементами стратегической ориентации, окружающей средой и элементами
структурной конфигурации МНК, а также модерационное воздействие международной ориентации компании на силу и характер взаимосвязи между основными ситуационными переменными и структурными
элементами.
Продолжение...
|
|
В статье приводится консолидация подходов различных научных школ к изучению кооперативных взаимодействий промышленных предприятий в форме бизнес-ассоциаций. Обозначены позиции сторонников новой
институциональной теории, организационно-институциональной теории, теории социальных потрясений,
теории корпоративизма и метаорганизаций. Исходя из теоретических взглядов, выводится гипотеза, что
кооперативные взаимодействия в форме бизнес-ассоциаций способствуют формированию конкурентной
стратегии развития промышленных предприятий в российских условиях. На основе статистических данных
произведена группировка региональных отделений Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) с применением методики Джианга для совокупностей, характеризующихся распределением
с утяжеленными хвостами, что характерно для российской действительности. При помощи непараметрического теста критерия Краскела–Уоллиса гипотеза подтверждена, тест Данна показал определенные группы,
где данные различия значительны. Проведена группировка региональных отделений РСПП по количеству
членов и показаны различия между показателями, характеризующими развитие промышленных предприятий
внутри выделяемых групп (ввод основных фондов предприятий обрабатывающих отраслей, использование
передовых технологий, число созданных производственных технологий, инвестиции с участием иностранного
капитала). Даны рекомендации для менеджеров промышленных предприятий, а также очерчены направления
дальнейших исследований.
Продолжение...
|