В статье раскрывается общее теоретическое определение стратегии конкурентных действий. Описаны стратегические группы конкурентных действий, обозначены контуры стратегического уровня менеджмента конкурентных действий, приведена классификация типов и видов конкурентных стратегий. В отношении каждого вида конкурентных стратегий указаны преимущества и недостатки стратегии, основные условия применения.
Продолжение...
|
|
№ 5(47)
31 октября 2014 года
Рубрика: Антимонопольное регулирование Автор статьи: Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации |
Соблюдение требований антимонопольного законодательства
требует правильного понимания антимонопольных запретов и отделения допустимых
практик от недопустимых. Именно поэтому
экономический анализ имеет огромное значение для применения антимонопольного
законодательств, в том числе и при наложении антимонопольных санкций, и опять же,
именно поэтому работа антимонопольного ведомства должна базироваться на повышении качества экономического анализа и применении наиболее эффективных
и продвинутых его методов.
Продолжение...
|
Рассматриваются две задачи, связанные с нормативным порядком определения временного интервала анализа состояния конкуренции на товарном рынке в целях установления
доминирующего положения хозяйствующего субъекта: а) выбор временных интервалов
анализа и б) оценка стабильности рынка. Применительно к товарному рынку, на котором
действует один или несколько хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее
положение, предлагается принципиально новый подход к решению названных задач,
позволяющий
исключить неоднозначность решений, свойственную нормативным методам решения этих задач. Предложены понятийные модели экономических терминов,
которые используются в предлагаемом подходе. Обсуждаются возможности предложенных понятийных моделей.
Продолжение...
|
|
В статье исследуется вопрос об особенностях административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства. Отмечается, что регулирование ответственности за указанные нарушения в Кодексе Российской Федерации об административных
правонарушениях имеет ряд существенных отличий от общих правил привлечения к ответственности за все иные административные правонарушения (размеры применяемых
санкций, срок привлечения к ответственности, правила исчисления штрафов и учета
обстоятельств, влияющих на наказание, и иные). В связи с этим делается вывод, что
административная ответственность за нарушения антимонопольного законодательства
может быть выделена в отдельный подынститут и обособлена от административной ответственности.
Продолжение...
|
|
В статье анализируется проблема ограниченного доступа технологических компаний
на ранних стадиях жизненного цикла (так называемых компаний «Долины смерти»)
к источникам венчурного финансирования, приводящим к монополизации отрасли несколькими крупными игроками, несмотря на большой экономический потенциал альтернативных технологических решений и нишевых проектов. Показано, что при разработке
инвестиционной стратегии венчурные фонды, стремясь максимизировать доходность
своих вложений, делают ставку на компании, обладающие потенциалом рыночного лидерства. При этом, с одной стороны, для оценки успешности проектов используются
стандартные операционные показатели, которые могут не вполне адекватно прогнозировать будущее развитие бизнеса и создавать негативные стимулы для менеджмента
стартапа, с другой — их ожидания в отношении рыночной структуры формирующейся
отрасли, а значит, и преимуществ лидирующего игрока перед последователями могут
оказаться ошибочными. Тем не менее в условиях почти полного отсутствия доступа проектов ранних стадий к другим источникам финансирования стратегии венчурных фондов
могут приводить к вымыванию из отрасли игроков второго эшелона и в конечном счете
монополизации технологии, что подтверждается примерами ряда отраслей российского
интернет-рынка. Проблема может усугубляться из‑за существенного влияния инвестиционных настроений, т. е. экспертного мнения других участников рынка относительно
успешности проекта, на принятие венчурными фондами решений об инвестировании.
Продолжение...
|
|
В статье раскрывается система менеджмента конкурентных действий. Описывается место менеджмента конкурентных действий в общей системе управления предприятием,
последовательно раскрываются все основные компоненты менеджмента конкурентных
действий: анализ конкурентной среды, инструменты аудита участников конкурентного
окружения, целевое планирование конкурентных действий, формирование конкурентных
диспозиций, прогнозирование ответных конкурентных действий, выбор конкурентного
«поля», ресурсное и организационное обеспечение конкурентных действий, контроль
совершения конкурентных действий, конкурентная мотивация.
Приводится типовой набор методов простого и взвешенного сравнения участников конкурентного окружения, предлагаются способы вычленения векторов конкурентных отличий,
способы составления конкурентной карты рынка и ряд других инструментов конкурент-менеджмента.
В статье также приведены характеристики конкурентных действий, значимые на стадии
их планирования: эффективность, сила, качество, скорость, интенсивность, устойчивость.
Кроме того, описываются основные направления конкурентной мотивации работников
компании: укрепление личной конкурентоспособности, стимулирование конкурентного
селф-менеджмента и конкурентной самомотивации.
Продолжение...
|
|
В статье раскрывается многообразие типов отношений бенчмаркинга. На основании критериев круга участников и структуры бенчмаркинга авторы выделяют: активную и пассивную позиции, ролевые функции участников бенчмаркинга, типы отношений много-
стороннего бенчмаркинга.
Отмечены особенности определения объекта бенчмаркинга и подчеркивается зависимость
этапов бенчмаркинга от отраслевого содержания объекта бенчмаркинга.
В работе дано определение бенчмаркинга как совокупности конкурентных действий
по выявлению и реализации новых конкурентных действий. Раскрыты элементы системы
менеджмента конкурентных действий, которые могут служить объектами бенчмаркинга.
Предлагается использовать особую форму смешанного бенчмаркинга — бенчмаркинг
конкурентных действий компаний в конкурентной диспозиции, выявляются факторы
обеспечения превосходства над позиционным конкурентом в конкурентной диспозиции.
Продолжение...
|
|
№ 5(47)
31 октября 2014 года
Рубрика: Конкурентные преимущества Авторы: Бутрюмова Н. Н., Абрамов Я. Д. |
В 2013 г. было проведено исследование устойчивых конкурентных преимуществ малых
инновационных предприятий в Нижнем Новгороде в сфере ИТ. Выводы сделаны на основании структурированных интервью с представителями 15 малых ИТ компаний Нижнего
Новгорода.
Респонденты больше внимания уделяют стратегии дифференциации, особенно дифференциации продукта на основе улучшения качества в области обслуживания клиентов.
Приоритетным источником информации для нововведений и адаптации продукта является сам клиент. Персонал как ключевой ресурс привлекается извне за счет интересных
проектов и удерживается за счет создания неформальной обстановки. Компании инвестируют деньги в создание собственного нового продукта, при этом имидж и репутация
компании усиливают устойчивость конкурентного преимущества.
Продолжение...
|
№ 6(48)
31 декабря 2014 года
Рубрика: Антимонопольное регулирование Авторы: Агабеков С. И., Левина Е. А. |
С помощью индекса концентрации Герфиндаля–Гиршмана1, широко используемого в антимонопольном
законодательстве, оценивается уровень концентрации рынка, но невозможно определить, действительно ли
доля одной или нескольких фирм столь велика, что цены на продукцию становятся монопольно высокими.
Поэтому исследователи предлагают все новые методы оценки уровня рыночной власти. В статье рассматривается один из новых критериев, предложенный в работе [Melnik et al., 2008]. В отличие от индекса Герфиндаля–Гиршмана, характеризующего отрасль в целом, критерий доминирования позволяет определить,
занимает ли крупнейшая фирма доминирующую позицию. Неоспоримые преимущества критерия: для его
использования необходима информация только о долях двух крупнейших игроков на рынке; он позволяет
учитывать характеристики рынка, такие, например, как барьеры входа. Помимо описания индекса, в работе
приводятся соотношения долей двух крупнейших компаний на гипотетических рынках, для которых данный
критерий и индекс Герфиндаля–Гиршмана дают различную оценку конкурентной среды. Оба показателя
используются для оценки уровня конкуренции на угольном рынке России, который охарактеризован в объеме, необходимом для решения поставленной задачи. Также показан ряд особенностей и ограничений при
использовании понятий «продуктовые» и «географические» границы рынка.
Ключевые слова:
Продолжение...
|
№ 6(48)
31 декабря 2014 года
Рубрика: Антимонопольное регулирование Авторы: Агамирова М. Е., Дзагурова Н. Б. |
В настоящее время ощущается настоятельная потребность в разработке «Руководящих указаний по регулированию вертикальных ограничивающих соглашений (ВОС) в РФ» (некоего аналога европейских Guidelines
on vertical restraints), в которых детально расшифровывались бы существующие законодательные нормы.
В частности, это касается обсуждения более широкого круга ВОС, чем тот, который упоминается в российских
законодательных актах. Этот перечень ограничивается перечислением лишь таких разновидностей ВОС, как
установление максимальной/минимальной цены перепродажи, исключительные территории, соглашения,
предусматривающие выплату поставщиком фиксированной суммы для получения доступа к дистрибьюторской сети.
В статье рассмотрены простейшие базовые разновидности ВОС, а также критерии их классификации в теоретических исследованиях. Наряду с этим подробно описаны разновидности ВОС, выделяемые в европейских
Guidelines on vertical restraints, перечень которых включает вместе с базовыми разновидностями ВОС и более
сложные их виды, по сути представляющие системы дистрибьюции.
Продолжение...
|