В статье предпринята попытка рассмотреть новейший корпоративный шантаж как разновидность отечественной теневой предпринимательской практики с позиций теории недобросовестной конкуренции. Продолжение... |
|
Одной из центральных проблем применения нормы о злоупотреблении коллективным доминированием в виде высоких цен является проблема доказательства того, что установленный уровень цены объясняется именно монопольным поведением компаний. В российских делах против нефтяных компаний, которые были возбуждены осенью 2008 г., подобного рода доказательства не были предоставлены, антимонопольный орган и суды опирались в основном на данные о соотношении динамики мировых цен на нефть и динамики розничных цен на нефтепродукты. Цель данной статьи — проанализировать эффективность и обоснованность применения антимонопольного законодательства для противодействия высоким ценам на российских рынках нефтепродуктов. Ключевые слова: антимонопольное законодательство, рынки нефтепродуктов, нефтяные компании, антимонопольный орган и суды, мировые цены на нефть. Продолжение... |
|
Деятельностьоргановвласти, местногосамоуправления, административно-хозяйственногоуправленияиконтролянередкосопряженасантиконкурентнымидействиями. Статья посвященаисследованиюструктурыипричинэтихнарушенийзаконодательстваозащите экономическойконкуренциинаосновеанализахозяйственнойпрактикинаУкраине. На примерахразличныхделизпрактикиАМКУпроанализированыпроявленияипрактика прекращениянеправомерныхдействийоргановгосударственнойвласти. Разработаны предложенияпоусовершенствованиюдеятельностиоргановгосударственнойвласти всфереразвитияконкуренции. Ключевыеслова: экономическаяконкуренция, антиконкурентныедействия, органыгосударственнойвласти, органы местногосамоуправления, органыадминистративно-хозяйственногоуправленияиорганыконтроля, законодательство озащитеэкономическойконкуренции. Продолжение... |
|
№ 6(18)
01 ноября 2009 года
Рубрика: Отраслевая конкуренция Авторы: Голованова С. В., Аладышкина А. С., Цыцулина Д. В. |
Статья посвящена анализу кластерных отношений как фактора конкурентоспособности предприятий применительно к российскому автомобилестроению. В рамках исследования проведен анализ пространственной структуры производства продукции автомобилестроения в России, выявлены крупнейшие региональные центры (потенциальные кластеры), исследованы особенности взаимодействия компаний с конкурентным окружением в двух регионах России. Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что в случае анализируемой отрасли географическая концентрация, являющаяся преимущественно наследием плановой экономики, не может служить основанием для идентификации региональных центров производства как кластеров из-за низкого уровня кооперации между участниками экономических отношений. Тем не менее существуют предпосылки для развития кластерных отношений в анализируемой отрасли и, более того, свидетельства о наличии положительной связи между открытостью компании к взаимодействию с окружением и ее инновационной активностью. Ключевые слова: конкурентоспоспобность, кластеры, участники кластера, кластерные отношения, пространственная структура производства, территориально обособленная группа взаимодействующих предприятий, пространственная структура российского автомобилестроения Продолжение... |
В статье раскрывается содержание ключевых профессиональных компетенций топ-менеджеров, влияющих на конкурентоспособность возглавляемых ими российских компаний. Автор рассуждает о том, почему руководитель должен не только овладеть необходимыми профессиональными компетенциями, но и последовательно и целеустремленно формировать в компании корпоративную культуру, в которой компетенции, ориентированные на конкурентоспособность, были бы присущи всей команде. В статье поднимаются важнейшие для практики корпоративного управления вопросы о том, с помощью каких ресурсов формируются ключевые профессиональные компетенции, насколько это благоприятно для российских вузов и как можно изменить ситуацию. |
|
Многие специалисты высказывают самые различные точки зрения о смысле терминов «компетентность» и «компетенция». Несмотря на разнообразие мнений, можно сказать, что, как правило, все сводится к характеристике знаний, умений и навыков конкретного работника, занимающего определенную позицию в компании. Мы считаем, что предпринимательских компетенций часто бывает недостаточно, чтобы построить эффективную систему корпоративного управления в компании. Причем в настоящее время развитие у работников компетенций корпоративного управления все еще не находит достаточного внимания в учебных заведениях, тренинговых и консалтинговых компаниях, обслуживающих бизнес. |
|
Журнал продолжает публикацию учебника доктора экономических наук Раиса Ахметовича Фатхутдинова «Управление конкурентоспособностью организации». Четвертая тема посвящена проблемам нахождения дополнительных синергетических резервов повышения конкурентоспособности фирм на основе формирования кластеров. Автор раскрывает принципы управления конкурентоспособностью в условиях глобализации, факторы повышения качества и эффективности решений по конкурентоспособности; исследует всеобщие, общие и специфические функции управления конкурентоспособностью — на основе системного подхода раскрывает структуру управления организацией, ориентированной на конкурентоспособность. Ключевые слова: конкурентные преимущества, кластерный подход, фирмы кластера, принципы управления конкурентоспособностью, функции управления конкурентоспособностью. Продолжение... |
|
В статье определены основные составляющие конкурентной политики — защитная и активная конкурентная политика, а также адвокатирование конкуренции. В составе защитной конкурентной политики объяснено содержание таких составляющих, как «жесткое ядро антитраста» и пресечение недобросовестной конкуренции. В составе активной конкурентной политики рассмотрены такие направления, как развитие конкуренции в отраслях с естественно-монопольным компонентом, определение правил конкуренции на рынках, где покупателем является государство, снижение избыточных барьеров входа (выхода). Представлены варианты соотношения и взаимосвязи между инструментами защитной и активной конкурентной политики с учетом различий между «жесткой» и «мягкой силой». Ключевые слова: конкуренция, конкурентная политика, антимонопольное законодательство. Продолжение... |
|
Автором предпринята попытка проследить изменение взглядов на природу и движущие силы конкуренции как закономерного процесса, сопутствующего развитию экономических систем. Основной акцент в статье сделан на противоборстве статических и динамических теорий конкуренции. Ключевые слова: конкуренция, монополия, теоретические модели конкуренции, конкурентоспособность. Продолжение... |
|
В статье представлена развернутая характеристика и рассмотрены признаки прямой дискредитации конкурента, являющейся одним из типов актов недобросовестной конкуренции, запрещенной Федеральным законом «О защите конкуренции». На основе юридического анализа правовых норм федерального законодательства РФ, судебных решений и специализированной научной литературы автор раскрывает специфику распространения ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации. Автор обобщает опыт юридической регламентации конкурентных отношений и предлагает свои решения отдельных проблем квалификации действий хозяйствующих субъектов как актов прямой дискредитации конкурента. Ключевые слова: недобросовестная конкуренция, прямая дискредитация, распространение ложных, неточных или искаженных сведений, деловая репутация юридических лиц. Продолжение... |