Проблема соглашений и согласованных действий является одной из самых сложных в конкурентном праве и антимонопольной политике не только в России, но и во всем мире. Как оценить достигнутые Федеральной антимонопольной службой России результатов и добиться больших успехов в борьбе с картелями (соглашениями) и молчаливым сговором (согласованными действиями) — этим вопросам был посвящен организованный Институтом современного развития «круглый стол» «Соглашения и согласованные действия». Результаты обсуждения проблем сговора и антимонопольной политики, нацеленной на предотвращение сговора, в современной России могут быть полезны широкому кругу экономистов. Ключевые слова: ФАС России, конкурентное право, антимонопольная политика, соглашения и согласованные действия, эффективность антимонопольной политики. Продолжение... |
|
№ 2(14)
01 марта 2009 года
Рубрика: Региональная конкуренция Авторы: Ружанская Л. С., Останин И. В., Тычинская Т. А., Щербинина А. А. |
В статье представлен эмпирический анализ корпоративного управления в частных компаниях и в компаниях со смешанной собственностью, а также влияния участия государства в собственности и корпоративном управлении на эффективность работы региональных компаний. Статья нацелена на выявление роли государства как собственника и как регулятора на развитие российских компаний посредством участия в собственности и в управлении. Частной задачей исследования являлось выяснение того, насколько система отношений с государством в корпоративной сфере может служить фактором эффективности работы и конкурентоспособности компаний. Ключевые слова: корпоративное управление, конкурентоспособность компаний, государственное участие в собственности, корпоративная интеграция. Продолжение... |
Цель статьи — позиционировать продуктивные компоненты управленческой деятельности государства, пригодные для использования в российской практике на федеральном и региональном уровнях. В их числе: разработка и реализация государством политики (стратегии) повышения конкурентных преимуществ национальных производителей; появление новых зон стратегического государственного управления конкурентоспособностью; кластерная организация бизнеса; апробация различных форм государственно-частного партнерства, призванного содействовать инновационно-технологическому развитию компаний. Ключевые слова: конкурентоспособность региона, конкурентоспособность национальных производителей, кластерная организация бизнеса, государственно-частное партнерство. Продолжение... |
|
Конкурентоспособность организации определяется ее конкурентным потенциалом, в состав факторов (частных показателей) которого помимо производственной мощности, качества продукции, ассортимента и т. п. следует включать систему менеджмента. В настоящей статье анализ конкурентоспособности организации рассматривается в аспекте управления таким фактором конкурентного потенциала, как организационная структура и ее соответствие целям и задачам компании на стадиях жизненного цикла. Делается вывод о существенной структурной стохастичности и информационной неопределенности современных организационных изменений. Ключевые слова: конкурентный потенциал компании, жизненный цикл, система менеджмента, конкурентоспособность организации. Продолжение... |
|
№ 2(14)
01 марта 2009 года
Рубрика: Стратегия и тактика Авторы: Озорнина О. В., Ружанская Л. С., Сысоева М. Ю. |
Несмотря на то что информационная прозрачность — лишь один из многих аспектов корпоративного управления, она является важным элементом формирования доверия инвесторов, определяющим их интерес к той или иной компании. Это важный фактор повышения ее конкурентоспособности. Инвесторам необходима уверенность в том, что информация, поступившая из компаний, является полной, точной и заслуживающей доверия. Цель статьи — исследование влияния информационной прозрачности российских компаний на стоимость их обыкновенных акций, что в конечном итоге обусловливает повышение конкурентоспособности компании на рынках капитала. Статья может представлять интерес для институциональных инвесторов, топ-менеджеров компаний, инвестиционных аналитиков. Ключевые слова: информационная прозрачность, корпоративное управление, конкурентоспособность, корпоративная культура. Продолжение... |
В течение продолжительного периода российские банки необращали внимания на сегмент рынка розничных платежных услуг, получая высокие доходы при меньших затратах от кредитных операций и операций на РЦБ. В условиях кризиса у банков резко сократились доходы от инвестиционной и кредитной деятельности, поэтому возникла необходимость поиска других их источников. По мнению автора статьи, сейчас самое время для банков активно войти в данный сегмент рынка. Однако этот рынок давно занят. На нем успешно работают небанковские структуры. Банки начинают требовать от регуляторов рынка изменения ситуации. Ключевые слова: системы розничных платежей, конкуренция, конкурентные условия, рынок розничных платежных услуг. Продолжение... |
|
Мировая экономика стоит на пороге новой волны технологических изменений, резко усиливающих роль человеческого капитала в конкурентной борьбе как в рамках национальных экономик, так и на мировых рынках. В ежегодных докладах о конкурентоспособности, публикуемых мировым экономическим форумом, развитие ч еловеческого капитала рассматривается в качестве одной из фундаментальных групп факторов, на основании которых предлагается судить об уровне конкурентоспособности национальных экономик. В российской экономике проблемы влияния человеческого фактора, определяющего в постиндустриальной экономике рейтинг конкурентоспособности, относительно недавно начал глубоко и активно изучаться. Ключевые слова: человеческий капитал, конкурентная борьба, мировые рынки, конкурентоспособность национальных экономик. Продолжение... |
|
Понятия конкурентной позиции и конкурентного позиционирования субъекта бизнеса не имеют пока единообразного толкования в современных работах. Весьма часто конкурентное позиционирование трактуется исключительно в маркетинговом ключе, по сути, как маркетинговое позиционирование. Автор статьи высказывает свою точку зрения по поводу ошибочности таких трактовок. Ключевые слова: конкурентоспособность компании, конкурентная позиция, конкурентное позиционирование, маркетинговое позиционирование, уровни конкурентоспособности. Продолжение... |
|
Статья профессора О. З. Муштука открывает новую рубрику «Особое мнение». В этой рубрике будут публиковаться статьи, в которых взгляд на российскую действительность несколько отличается от общепринятого. Кстати, мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Однако тем и интересен наш журнал, что в нем, как и в повседневной жизни, отражены различные мнения, взгляды на злободневные проблемы российской экономики. И только время сможет рассудить, кто был ближе к истине. Продолжение... |
|
Настоящая работа воспроизводит основное содержание лекции, прочитанной в Принстон-ском университете 20 мая 1946 г. Впоследствии она была включена в книгу «Индивидуализм и экономический порядок». В работе автор критикует неоклассический подход к теории конкуренции, а следующая цитата наиболее полно передает ее содержание: «… то, о чем идет речь в теории совершенной конкуренции, вообще имеет мало прав называться “конкуренцией”… если бы допускаемое теорией совершенной конкуренции положение вещей существовало всегда, оно не только не оставило бы места всем видам деятельности, описываемым глаголом “конкурировать”, но и сделало бы их, в сущности, невозможными». Ключевые слова: конкуренция, реальная конкуренция, совершенная конкуренция, функция конкуренции, теория конкуренции, теория конкурентного равновесия Продолжение... |