В статье формулируются требования к формированию универсальной теории конкуренции и анализируются отдельные положения, выдвинутые некоторыми авторами в связи с разработкой общей концепции конкуренции. Автор также выдвигает гипотезу о возможности создания общей теории конкуренции на основе системного подхода к проблеме. В этой связи конкуренция рассматривается не только как процесс, но и как трехуровневая система, включающая выражение конкурентного отношения в виде принципа устройства рыночной экономики (макроуровень), механизма взаимодействия агентов рынка (мезо-уровень) и способа реализации экономических целей конкурентов (микроуровень).
Ключевые слова: теория конкуренции, конкуренция как соперничество, «невидимая рука» рынка, марксистская теория конкуренции, системный подход, макроконкуренция, мезоконкуренция, микроконкуренция.