Среди ключевых вопросов в рамках экономической теории всегда выделялась проблема соотношения свободы торговли и протекционистских мер защиты отечественного производства. На определенном этапе идеология свободной торговли (предложенная Адамом Смитом, Давидом Рикардо) фактически стала мейнстримом экономической мысли. Позднее же, в рамках исторической школы Германии, важнейшую роль сыграл экономист Фридрих Лист, который предложил концепцию воспитательного протекционизма в качестве альтернативы для идеологии свободной торговли классической политической экономии. В рамках статьи предлагается проанализировать основные идеи и аргументы, лежащие в основе концепции воспитательного протекционизма, сравнить их с аргументацией других, альтернативных экономических школ и направлений. Даны характеристики исторической школы Германии, к которой относился Фридрих Лист. Показано, что несмотря на некоторые общие идеи, концепция воспитательного протекционизма сильно отличается от меркантилистских представлений, что она не отрицает свободу торговли в исторической перспективе, но отчасти предлагает особый путь перехода к свободе торговли. Проанализированы те институциональные, экономические ограничения, которые рассматривает Ф. Лист для успешности протекционистской политики. Показана реакция на концепцию воспитательного протекционизма как с точки зрения роли данной концепции в экономической политике в России, так и с точки зрения резко негативного отношения к данной концепции со стороны социалистической мысли, в том числе Рудольфа Гильфердинга. Можно заключить, что концепция воспитательного протекционизма оказалась также во многом утопичной, однако сыграла важную роль в расширении границ дискуссии о свободе торговли и факторах, определяющих данную торговлю.
Ключевые слова
воспитательный протекционизм, Фридрих Лист, фритредерство, немецкая историческая школа, Рудольф Гильфердинг