Отраслевая конкуренция |
|
|
Статья посвящена исследованию особенностей конкуренции в отечественной ракетно-космической отрасли. Обращено особое внимание на разнонаправленный характер проявлений конкуренции в высокотехнологических отраслях, в частности ракетно-космической сфере. Отмечается, что конкуренция в областях стратегического назначения во многом нецелесообразна при получении финального продукта, однако на этапе предпроектного аванпроектирования способна стимулировать принятие наиболее эффективных решений. Анализируется также специфика отечественной ракетно-космической отрасли. На основе анализа отечественного ракетно-космического рынка приводятся суждения о доминирующей корпоративной структуре, когда функции основного заказчика и потребителя выполняет государство. Отмечается, что ракетно-космическая промышленность – одна из тех отраслей национальной экономико-производственной системы, которая вносит весомый вклад в обеспечение национальной безопасности, поэтому гораздо более важной является не столько конкуренция между российскими производителями, сколько конкурентоспособность всей отрасли в масштабах глобального рынка. Представлена характеристика производственных связей между предприятиями отрасли. Отмечены проблемы развития отрасли. Кооперация в ракетно-космической отрасли позволяет нейтрализовать многие барьеры и риски и обеспечить высокую динамику инновационного развития в условиях внешних ограничений. Сделан вывод о необходимости и перспективах наращивания кооперативных связей межотраслевого характера. Отмечено также, что потенциал межотраслевой кооперации – сотрудничества между предприятиями ракетно-космической сферы и «наземными» отраслями народного хозяйства – раскрыт не в полной мере.
|
---|---|
|
Статья посвящена исследованию механизмов формирования конкурентоспособного кадрового потенциала на предприятиях химической промышленности с помощью системы целевого обучения. Возрастающая потребность в квалифицированных специалистах на предприятиях отрасли свидетельствует о необходимости применения эффективных методов подбора персонала. В статье обосновывается необходимость совершенствования существующей системы целевого обучения на основе анализа статистических данных за 2020–2024 гг., демонстрирующих ее низкую эффективность. Авторами проведен комплексный анализ, состоящий из статистической обработки данных по приему на целевое обучение в образовательные организации высшего образования за 2019–2024 гг., а также системного анализа нормативно-правовой базы и существующих исследований авторов по данной тематике. В частности, был рассмотрен процесс реализации подхода целевого обучения специалистов для предприятий химической промышленности, в результате чего выявлены проблемы, мешающие его эффективной реализации. В соответствии с вышесказанным рассмотрение возможных путей повышения результативности системы целевого обучения является актуальной научной и практической задачей. Новизна исследования заключается в разработке механизма организации многоэтапного взаимодействия между химическими предприятиями и потенциальными сотрудниками с учетом экологических аспектов условий труда и проживания. В результате исследования предложен механизм целевого обучения, предусматривающий создание научно-производственных центров при вузах как связующего звена образовательных учреждений с предприятиями.
|
Теория конкуренции |
|
|
Цели статьи – актуализация, идентификация и структурирование управленческой и конкурентной проблематики в повестке научных исследований деятельности российских предпринимателей по исполнению профессиональной функции прекращения занятия предпринимательством. Публикация призвана углубить академические представления об особенностях участия субъектов предпринимательства в конкурентной гонке в процессе финализации присутствия в конкурентной среде. С опорой на функциональные взгляды на феномен предпринимательства, конструктивную теорию конкуренции, системные представления о внутрифирменном менеджменте автор исследует функциональные аспекты финализации участия в конкуренции, предпосылки и особенности менеджмента выхода сторон соперничества из конкурентной гонки, типовые признаки эффективной функциональной идентичности финалистов конкурентной гонки, стратегии и тактические операции финализации участия в конкуренции. Изучение этих феноменов формирует задачи исследования. Специальными объектами рассмотрения становятся стратегия выхода из состава полноценных участников конкурентной гонки, стратегия дружественного присоединения к более сильным соперникам, ключевые элементы операционного взаимодействия акторов конкурентной среды, в том числе противодействие наступательным инициативам соперников, намеренных принудительно вытеснить финалистов с полей конкуренции, воздействие на соперников, в том числе на сильных интеграторов, обеспечение невмешательства других соперников в процесс выхода из конкурентной гонки, комбинирование различных конкурентных действий в ходе финализации присутствия в конкурентной среде. Исследуются тактические операции полного и частичного выхода из конкурентной гонки, тактическая операция присоединения к сильному интегратору. Изучается поведенческая мотивация слабых интеграторов. Подробно анализируются элементы функционала операторов деятельности, направленной на успешную финализацию участия субъектов предпринимательства в конкурентной гонке.
|
Конкурентоспособность бизнеса |
|
|
Статья посвящена рассмотрению методологии прогнозирования бизнес-процессов в промышленности в современных экономических условиях, формируемых в результате цифровизации экономики. Анализируются подходы к обеспечению конкурентоспособности промышленных предприятий на основе прогнозирования развития бизнес-процессов. Представлена детализация бизнес-процессов при обеспечении последовательных бизнес-операций, направленных на развитие и постоянное улучшение для последующего их структурирования при интеграционных взаимодействиях субъектов экономической деятельности. Отмечается, что в результате применения цифровых решений при прогнозировании бизнес-процессов формировать цепочку добавленной стоимости в сфере материального производства можно по бизнес-операциям создания продукции и в рамках предоставления услуг. Уровень конкурентоспособности зависит от модели взаимодействия хозяйствующих субъектов. И если раньше наиболее популярной была кластерная модель, отражающая уровень региональной конкурентоспособности, то с появлением промышленных экосистем конкурентное преимущество складывается за счет формирования результативных экономических отношений в условиях экосистемного взаимодействия, выходящего за рамки региона. В результате проведенного исследования предложено ввести новое понятие «экосистемное преимущество» как аналог конкурентного преимущества, основой которого являются партнерские взаимоотношения субъектов хозяйственной деятельности, когда предприятия-участники получают большую отдачу от взаимодействия посредством интеграции бизнес-процессов в экосистеме, что влияет на повышение конкурентоспособности и снижение издержек при производстве продукции. Предложено при прогнозировании бизнес-процессов в условиях экосистемного взаимодействия определять интеграционные процессы по основным и поддерживающим бизнес-процессам предприятий, входящих в промышленную экосистему, с учетом их роли в формировании конкурентных преимуществ и приоритетов национальных программ.
|
Теория предпринимательства |
|
|
В статье представлено авторское обоснование необходимости профессионального предпринимательского образования. Выявлено, что для легитимности предпринимательства как науки и образования необходима адекватная этой сфере терминология. Доказано, что предпринимательство – это профессиональная деятельность, основанная на специальных знаниях, умениях и навыках, которые можно формировать в процессе обучения. Определены специфические предпринимательские функции, в которых управленческие функции, вопреки принятому мнению, являются далеко не главными. На основе анализа теоретических подходов к выделению предпринимательских функций выявлены дискуссионные моменты их формулирования и обоснован авторский предпринимательский цикл, включающий функции и компетенции предпринимателя. Приводятся суждения ученых, изучающих профессиональное предпринимательское образование. Исследуется формулировка функций и компетенций предпринимателей в трактовке различных авторов. Обосновывается авторская формулировка предпринимательских функций и компетенций. Работа имеет теоретическое значение, поскольку вносит вклад в теорию предпринимательства. Практическое значение основано на возможности применения авторского предпринимательского цикла при построении образовательных программ обучения предпринимателей.
|
Антимонопольное регулирование |
|
|
В рамках публикации авторами статьи определена категория «коммерческая политика» и ассоциируемый с ней понятийный аппарат, обобщены основные требования законодательства и рекомендации Федеральной антимонопольной службы России по разработке и реализации коммерческих политик компаний, действующих на рынках фармацевтических препаратов и медицинских изделий, в том числе имеющих доминирующее положение. Представлен комплекс разъяснений нормативно-правового поля, правоприменительная практика в отношении производителей лекарственных препаратов, систематизированы и выделены наиболее значимые положения Рекомендаций Федеральной антимонопольной службы и Кодекса участников фармацевтического рынка. На основании проведенного исследования, включающего аудит регламентирующих документов фармацевтических компаний, систематизацию данных о применяемых критериях отбора и оценки контрагентов, предложены экономически обоснованные рекомендации по иерархии требований, применяемых к контрагентам на рынке фармацевтических препаратов и медицинских изделий. Разработана и апробирована методология оценки потенциальных партнеров и действующих контрагентов, которая обеспечивает недискриминационный доступ участников на рынок, прозрачность и легитимность процедуры принятия решения о заключении или прекращении действия договоров поставки. Проведенный структурно-динамический анализ стимулирующих выплат позволил определить подходы к формированию справедливой и конкурентной системы скидок и стимулирующих инструментов.
|
Управление инфляцией |
|
|
Инфляция представляет собой серьезную проблему для экономики России. В результате исследования автор приходит к выводу, что в текущих обстоятельствах достижение низких темпов роста цен установлением и поддержанием сверхвысокой ключевой ставки не представляется возможным, так как помимо некоторого влияния на спрос она сильно сдерживает возможности увеличения товарного предложения по требуемым корпоративными и розничными покупателями качеству и объему. Нехватка такого предложения и является реальной причиной инфляции. В статье обосновывается необходимость приведения ключевой ставки к уровню реальной инфляции. Предлагается экономически мотивировать коммерческие банки ужесточать потребительское и развивать корпоративное кредитование через макропруденциальное регулирование их деятельности, устанавливая более высокие требования по потребительским ссудам и более поощрительные условия по займам тем производителям средств производства и потребительских товаров, которые по соотношению «цена – качество» могут конкурировать с соответствующим импортом. В результате физические лица будут мотивироваться к более осознанному и финансово обоснованному потреблению, а та часть российской промышленности, которая способна производить конкурентные продукты и поставлять их на внутренний рынок, получит мощную кредитную поддержку, которая абсолютно необходима для содействия структурной перестройке экономики. При этом не предлагается изменять систему оценки кредитных рисков коммерческих банков.
|
Региональное развитие и управление |
|
|
Исследование проведено на основе крымского региона, на примере туристической индустрии, поскольку данная территориальная область является важной и востребованной туристической дестинацией России. Предмет исследования – методы и подходы к оценке ресурсного потенциала отрасли в регионе и их влияние на создание и реализацию конкурентных преимуществ. Объектом исследования является ресурсный потенциал отрасли в регионе и механизмы его оценки и использования. Цель исследования – провести анализ методологических подходов к оценке ресурсного потенциала отрасли в регионе с акцентом на выявление и развитие конкурентных преимуществ. Использованы методы многокритериального анализа и принятия многокритериальных решений, а также экспертный. С позиции дальнейшего создания оптимальной стратегии конкурентных преимуществ региона унифицирован концепт и определены свойства понятия «ресурсный потенциал туризма в регионе», а также объяснена корреляция ресурсного потенциала туризма в регионе, туристической аттрактивности и региональной туристической дестинации. На основании данного концепта представлены применяемые в практике конкурентного опережения отечественные методики его оценивания и их сравнительные характеристики. Выявлено, что инвентаризация и совокупность показателей, отражающих конкурентные преимущества состояния и использования туристической инфраструктуры и ресурсного потенциала регионального туризма, приводят к возможности оценивания этого потенциала в аспекте конкуренции. Для улучшения управления развитием ресурсного потенциала отрасли в регионе, развития туристической инфраструктуры и минимизации конкуренции между местными и соседними муниципальными образованиями необходимо поощрять компании к совместной работе с региональными администрациями. Это позволит создать синергию и привлечь туристов, заинтересованных в посещении соседних регионов. Полученные выводы и предложения можно использовать на практике для выработки комплекса конкретных рекомендаций и плана развития туристических дестинаций на основе повышения эффективности использования ресурсного потенциала туризма в регионе. Теория вопроса предлагает дальнейшие разработки в данной области знаний для развития теории конкурентных преимуществ в дифференцированной оценке ресурсного потенциала отрасли в регионе.
|