№ 3(87)
from 30 июня 2022 года
Рубрика: Региональное развитие и управление Автор статьи: Труфанова С. А. |
Мировой опыт развития федеративных государств свидетельствует о необходимости повышения уровня социально-экономического развития страны за счет эффективного и конкурентоспособного функционирования всех административно-территориальных единиц, поскольку высокий уровень развития муниципальных образований обеспечивает как социально-экономическую стабильность внутри государства, так и экономическую безопасность страны на международном уровне. В этих условиях на первый план выдвигается задача создания и последующего развития научно обоснованной концепции повышения конкурентоспособности муниципальных образований, выбора критериев оценки эффективности и конкурентоспособности муниципальной экономики. В качестве базовых факторов оценки управленческой эффективности и конкурентоспособности на муниципальном уровне автором предлагается использовать ключевые индикаторы, поддающиеся количественной оценке и формирующие определенный показатель KPI для дальнейшего анализа и оценки. Формирование механизма оценки KPI для повышения уровня муниципального управления обусловливает необходимость разработки теоретических основ и практических оснований. Обоснование ключевых индикаторов оценки управленческой эффективности и конкурентоспособности, поддающихся количественной оценке и формирующих определенный показатель KPI для дальнейшего анализа применительно к сфере муниципального управления. Обоснование алгоритма оценки управленческой эффективности и конкурентоспособности путем расчета показателей KPI для повышения уровня муниципального управления, позволяющего моделировать современные управленческие практики на муниципальном уровне и выстроить вертикаль взаимодействия институтов муниципальной власти и общества. В основе методологии оценки управленческой эффективности и конкурентоспособности муниципального образования лежат ставшие классическими действия, основанные на принципах научного исследования, формах и методах научного познания. Автором обоснованы теоретические принципы исследования проблематики муниципального образования для формирования механизма оценки управленческой эффективности и конкурентоспособности, а также предлагается модель формирования механизма оценки управленческой эффективности и конкурентоспособности путем определения ключевых показателей KPI для дальнейшего анализа и повышения уровня муниципального управления. Продолжение... |
---|---|
№ 3(87)
from 30 июня 2022 года
Рубрика: Региональное развитие и управление Авторы: Созаева Д. А., Гончар К. В. |
Активное продвижение Правительством РФ мер по поддержке субъектов малого и среднего бизнеса через систему государственных и муниципальных закупок с 2022 года (обязанность закупать не менее 25% от своих потребностей у малого и среднего бизнеса вместо 15%, как было с 2014 по 2021 год [1]) привело к актуализации вопросов о барьерах для входа на рынки госзаказа. Целью исследования является создание «карты конкуренции», на основе которой предприниматель, выходящий на рынок госзакупок, сможет определить, на каких отраслевых и региональных рынках ему эффективнее работать с учетом текущего уровня конкуренции. Для достижения заявленной цели были реализованы следующие задачи: проанализированы результаты закупочной деятельности всех российских регионов за 2020 и 2021 годы в формате матрицы конкуренции: оценено участие поставщиков из каждого российского региона в закупках, объявленных в каждом из регионов, определена вероятность победы в зависимости от сочетания «участник – регион», а также «регион – объект – закупки». При проведении исследования был использован статистический инструментарий по работе с усредненными данными по конкуренции и с ключевыми факторами и измерениями, имеющими корреляцию. Источниками информации стали 3 976 711 извещений и соответствующих им протоколов о госзакупках из открытых данных ftp-сервера ЕИС за 2020 и 2021 годы, собранные и обработанные написанной на Python программой с использованием БД PostgreSQL 12. По итогам проведенных исследований даны рекомендации участникам закупок о том, на каких региональных и отраслевых рынках эффективнее участвовать в закупках и где гарантирована максимальная вероятность победы. Продолжение... |
В статье, состоявшейся по итогам исследования актуальной российской экономической, корпоративно-управленческой и судебной правоприменительной практики, анализируется негативное влияние корпоративной конфликтности на развитие бизнеса, его социальный и репутационный ресурс. Базируясь на анализе конкретных кейсов, автор показывает, что отечественный корпоративный конфликт разрушает бизнес или дестабилизирует деятельность компании. Корпоративный конфликт обладает свойством порождать новые корпоративные конфликты и содержит «взрывной материал», детонация которого при определенных условиях разрушает семейные и иные личные связи. Также корпоративный конфликт побуждает слабую его сторону энергично использовать потенциал административного права против целевой (базовой) компании и ее основных бенефициаров, тем самым расширяя плацдарм «боевых действий». В статье обоснованы выводы о том, что масштабный корпоративный конфликт ведущих участников компании, состязающихся за обретение акционерного контроля, чреват возникновением и развитием рисков для миноритарных партнеров, непосредственно не участвующих в конфликте. Автор считает, что определенные корпоративные конфликты в недрах российской компании, осуществляющей свою деятельность за рубежом, могут стать основанием для применения к ней тех или иных санкций по законам стран, обращенных к экстерриториальному применению. Длительные корпоративные антагонизмы дестабилизируют социально-психологическую атмосферу в трудовых коллективах компаний, ставших для них основной площадкой, и могут стать почвой и причиной панических настроений топ-менеджеров и ведущих специалистов, способствуя тем самым снижению эффективности работы персонала; макросоциальный, в том числе макроэкономический и «негативный», эффект корпоративной конфликтности неизбежен. Продолжение... |
|
№ 3(87)
from 30 июня 2022 года
Рубрика: Вопросы обучения предпринимательству Авторы: Леднев М. В., Казарян А. А. |
В настоящее время высшим учебным заведениям очень важно оценивать актуальные потребности потенциальных абитуриентов, предугадывать их запросы. В связи с этим важным становится развитие новых направлений образовательных услуг. Одним из подобных направлений является предпринимательское образование. Помимо высших учебных заведений, предпринимательским образованием занимаются и другие игроки этого рынка. Так, на рынке появились учебные заведения различных типов, предоставляющие широкий спектр образовательных услуг, что создает между ними конкуренцию. Отдельный сегмент данного рынка представлен корпоративным предпринимательским образованием. В статье рассматривается сфера предпринимательского образования, его формы и применяемые высшими учебными заведениями образовательные программы, определяются проблемы и тенденции развития данного вида образования в РФ. Проводится сравнительный анализ предпринимательского образования в различных вузах с учетом мирового опыта, детально рассматривается сочетание учебных дисциплин, соотношение теоретических знаний и практических занятий. Оценивается влияние разных подходов к обучению на эффективность восприятия информации и усвоения материала. Выделяются факторы конкурентоспособности на рынке предпринимательского образования, связанные с учебным процессом и профессорско- преподавательским составом, которые рассматриваются подробно и позволяют учебным заведениям управлять своей конкурентной позицией на рынке услуг предпринимательского образования. Предлагается новый подход к оценке эффективности освоения образовательных программ в области предпринимательского образования, который основан на оценке эффективности усвоения знаний, умений, навыков по каждой дисциплине образовательный программы, а также на соотношении выпускников программы, которые в итоге смогли успешно реализовать себя в предпринимательской деятельности. Продолжение... |
№ 3(87)
from 30 июня 2022 года
Рубрика: Вопросы обучения предпринимательству Авторы: Ушакова Е. В., Сычева Е. О. |
Статья посвящена рассмотрению интерактивных форм организации учебных занятий по дисциплине «Русский язык и культура речи» как части профессионально ориентированного обучения студентов по направлению «Предпринимательство». Обосновывается необходимость использования деятельностного подхода, предполагающего учет коммуникативных потребностей обучающихся и специфику их будущей профессиональной деятельности. Проанализированы основные трудности, с которыми сталкиваются студенты и преподаватели в процессе освоения и преподавания дисциплины. Утверждается, что условием эффективного формирования коммуникативной компетенции во всех ее аспектах является практико-ориентированный подход к организации занятий, способный мотивировать студентов к изучению курса. В статье рассматривается практика использования на занятиях по дисциплине «Русский язык и культура речи» интерактивных форм обучения. Представлены разработанные авторами задания, обозначены цели и этапы проведения кейсов и дидактических игр, направленных на развитие коммуникативных способностей. Проведен анализ использования интерактивных форм учебных занятий, выявлено, что они помогают студентам не только овладеть культурой речи, но и содействуют развитию навыков командного взаимодействия, способствуют преодолению разрыва между теоретическими знаниями и реальными коммуникативными ситуациями, стимулируют творческую и познавательную активность, а также повышают мотивацию к изучению культуры речи. При этом коммуникативные навыки, нормы речи усваиваются не изолированно, а в контексте определенных ситуаций делового общения, имеющих важное значение для будущей профессиональной деятельности предпринимателя. Намечены перспективы дальнейшего исследования – разработка технологий обучения, способствующих формированию устойчивого интереса студентов к дисциплине и, как следствие, успешному овладению навыками деловой коммуникации в устной и письменной формах. Продолжение... |
Появление в некоторых отраслях сетевых ретейлеров и корпоративных ассоциативных структур, ставших крупнейшими покупателями или инициаторами рыночных процессов, стало формировать со стороны покупателя рыночную власть или переговорную силу покупателя, что стало объектом более широкого исследования, подтвердившего свою актуальность. Реализация переговорной силы со стороны потребителя не всегда проявляется в системе экономических взаимодействий как действие, нарушающее конкуренцию, и отождествляется как механизм бизнес-стратегий или форма реализации маркетинговых конкурентных практик. Существуют типы рынков и рыночных ситуаций, в которых данный феномен является по сути центральным звеном сделки, регулирующий цены, объемы, условия контракта и распределения блага. Цель исследования – рассмотреть феномен переговорной силы, так как последствия ее проявлений формируют долгосрочные потери как для продавца, так и для рынка в целом. Для реализации поставленной цели необходимо решение нескольких задач: провести теоретический анализ понятия «переговорная сила», определить отличие переговорной силы от рыночной власти и выделить факторы, влияющие на становление и развитие переговорной силы. В данной статье уделено внимание исследованию эволюции теоретической мысли в области раскрытия феномена переговорной силы. Зарубежные источники дают некоторое понимание предмета переговорной силы, однако вопрос о факторах, исследовательских школах и индикаторах оценки до сих пор остается открытым. В статье на основе имеющегося библиографического контента представлен комплексный анализ категории «переговорная сила» в различных условиях взаимодействия агентов, сложившихся научных направлений ее изучения. Систематизированные факторы, оказывающие влияние на переговорную силу, и векторы их воздействия отражают аккумулированное авторское мнение разных исследовательских взглядов. В статье отражены критериальные характеристики проявления переговорной силы на рынке. Понимание сути изучаемого феномена может быть полезно для расширения поля анализа рынка в случаях антимонопольных разбирательств, предотвращения антиконкурентных действий, формирования системы антимонопольного комплаенса и предупреждения антимонопольных рисков. Продолжение... |