№ 5(17)
01 сентября 2009 года
Рубрика: Конкурентоспособность малого бизнеса Автор статьи: Вышегородцев М. М. |
Развитие предпринимательства для экономики страны является важнейшей задачей. Однако малые предприятия крайне уязвимы, им сложно конкурировать с крупными компаниями. В сложившихся - экономических условиях небольшие предприятия остро нуждаются в поддержке государства. Это хорошо понимают московские власти, уделяющие данному сектору городской экономики большое внимание. Какие практические меры принимаются в столице для того, чтобы помочь развитию малого бизнеса? В каких нишах городского хозяйства малые и даже микропредприятия могут успешно работать, не опасаясь неравной конкуренции со стороны более крупного бизнеса? Об этом нашему журналу рассказал министр московского правительства, руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства Михаил Вышегородцев. Ключевые слова: малые предприятия, финансовые субсидии малому бизнесу, конкурентоспособность малого бизнеса, инновационные проекты, антикризисные меры поддержки малого и среднего бизнеса. Продолжение... |
---|---|
№ 5(17)
01 сентября 2009 года
Рубрика: Конкурентоспособность малого бизнеса Автор статьи: Емельянова Е. Л. |
Известно, что конкурентоспособность предприятий во многом определяется эффективностью их маркетинговой стратегии, умением выбрать перспективную рыночную нишу и выйти на новые рынки сбыта. Известно также, что малые предприятия, как правило, не могут себе позволить серьезные расходы на маркетинговые исследования или рекламную кампанию. Финансовый кризис усугубил сложности по решению представителями малого бизнеса проблем сбыта и продвижения своей продукции. Каким же образом в сегодняшней ситуации можно с наименьшими затратами проникнуть на новые региональные рынки? Как оценить перспективы продвижения своего товара в другом регионе? Какую помощь в решении этих задач готовы оказать местные власти? И за счет чего малые предприниматели могут добиться конкурентных преимуществ? Об этом в интервью нашему журналу рассказала президент Ассоциации межрегиональных маркетинговых центров (ММЦ) Елена Львовна Емельянова. Продолжение... |
№ 5(17)
01 сентября 2009 года
Рубрика: ФАС: антимонопольное регулирование Автор статьи: Сушкевич А. Г. |
Необходимость принятия так называемого второго антимонопольного пакета — комплекса мер и поправок в законодательство — продиктована современной российской действительностью, которую отличают злоупотребление рыночной властью со стороны государственных органов управления, грубейшие антиконкурентные действия со стороны участников рынка. За это нарушители должны нести уголовную ответственность. Одна из основных инициатив второго антимонопольного пакета — новая редакция ст. 178 Уголовного кодекса РФ, предусматривающая уголовную ответственность за наиболее тяжкие нарушения антимонопольного законодательства. Поправки, составляющие второй антимонопольный пакет, призваны сделать правовой инструментарий борьбы с антиконкурентной деятельностью более современным, адекватным существующей экономической действительности и способствовать поддержанию благоприятной конкурентной среды в стране. По просьбе редакции журнала о новациях в антимонопольном регулировании рассказал начальник Аналитического управления Федеральной антимонопольной службы Алексей Геннадьевич Сушкевич. Продолжение... |
№ 5(17)
01 сентября 2009 года
Рубрика: ФАС: антимонопольное регулирование Автор статьи: Максимов С. В. |
Федеральнымзакономот 29 июля 2009 г. № 216-ФЗвст. 178 УголовногокодексаРФ «Недопущение, ограничениеилиустранениеконкуренции»внесенрядпоправок, отражающихсущественныепеременывотношениигосударствакролиуголовногозакона какинструментазащитыинтересовчестнойконкуренциивнашейстране. Поправки, внесенныев«антимонопольную»статьюуголовногозакона, вступиливсилу 30 октября 2009 г. Принятиюзаконапредшествовалдлительный—можносказать, изнурительный—процессразработкизаконопроекта, стартовавшийвапреле 2006 г. Первоначальныйвариант, подготовленныйспециалистамиИнститутагосударстваиправаРАН, затем дорабатывалсяисогласовывалсясучастиемпредставителейвсехзаинтересованных сторон: администрациипрезидентаРФ, МинюстаРФ, МинэкономразвитияРФ, МВДРФ, ФАС. Несмотрянаточтопринятыйзаконодателемвариантновойредакциист. 178 УК РФзаметноотличаетсяотконкурснойразработкиИГПРАН, ключевыеновеллыостались практическинетронутыми.
Ключевыеслова: законоконкуренции, ограничениемонополистическойдеятельности, нарушенияантимонопольного законодательства, уголовнаяответственностьдолжностныхлицоргановвласти, управленияилихозяйствующихсубъектов, формымонополистическихдействийиограниченияконкуренции.
Продолжение... |
В статье рассматривается проблема развития конкурентных отношений на рынках электроэнергии, образованных в результате введения в действие Закона «Об электроэнергетике», согласно которому запрещается совмещать деятельность по передаче и купле-продаже электроэнергии. Автор рассматривает виды нарушений антимонопольного законодательства на розничном и оптовом рынках электроэнергии и делает выводы о дальнейшем развитии конкурентной среды на этих рынках. Ключевые слова: рынок электроэнергии, конкурентная среда на рынке электроэнергии, государственное регулирование, энергосбытовые компании, нарушения конкуренции на рынке электроэнергии. Продолжение... |
|
Глобализация экономики не только ставит российские предприятия перед неизбежнос тью того, что им придется действовать в ус ловиях жесткой конкурентной среды как на внутреннем, так и на внешних рынках, но и откры вает перед самыми эффективными из них широкие перспективы. Ключевые слова: конкурентная среда, интернационализация бизнеса, конкурентные преимущества отечественного бизнеса, конкурентоспособность, конкурентоспособные стратегии, конкурентные позиции на внешнем рынке. Продолжение... |
|
В данной статье автор анализирует появление «естественных» монополий в США и приходит к выводу: теория естественной монополии — это экономическая фикция. Ее история сводится к тому, что в конце XIX и начале XX в. в инфраструктурных отраслях имела место ожесточенная конкуренция, что, разумеется, не нравилось самим производителям. Сначала они добились от правительства предоставления им монопольного статуса, а затем при поддержке ряда видных экономистов задним числом было сконструировано обо снование этой монополизации. Заканчивается статья утверждением о том, что в американской экономике XXI в. для нее места нет. Есть ли место монополии в российской экономике XXI в.? Продолжение... |
|
№ 5(17)
01 сентября 2009 года
Рубрика: Учебно-методические материалы Автор статьи: Фатхутдинов Р. А. |
Журнал продолжает публикацию учебника доктора экономических наук Раиса Ахметовича Фатхутдинова «Управление конкурентоспособностью организации». Третья тема посвящена вопросам использования экономических законов в повышении конкурентоспособности объектов. Особый интерес представляет анализ автором научных подходов к управлению объектами в конкурентоспособной экономике, являющихся необходимой основой для разработки и принятия управленческих решений в бизнесе, в процессе управления коммерческими структурами. Продолжение... |
Недобросовестная конкуренция традиционно рассматривается как постоянный спутник свободной конкуренции, которая, в свою очередь, выступает в качестве одного из ключевых условий, обеспечивающих гармонию спроса и предложения на рынке товаров и услуг. Наличие свободной конкуренции на рынке, характерное для развитых систем экономических отношений, предполагает равенство условий хозяйствования для участников этих отношений, которое без надлежащего государственного воздействия не может быть достигнуто. Одной из форм такого воздействия выступает специально конструируемый институт недобросовестной конкуренции, призванный защитить участников гражданского оборота1, в том числе потребителей товаров, работ и услуг, от действий хозяйствующих субъектов, направленных на получение последними определенных преимуществ. В статье автор ставит цель — проанализировать и критически оценить модель недобросовестной конкуренции, принятую российским законодателем, на современном этапе развития гражданского оборота. Ключевые слова: антимонопольное законодательство, недобросовестная конкуренция, свободная конкуренция, несправедливая конкуренция, характеристики недобросовестной конкуренции, ограничения конкуренции, хозяйствующий субъект, имущественная сфера. Продолжение... |
|
Если попытаться провести детальный анализ причин провалов предпринимательской деятельности в России, то большинство из них можно свести к одному обстоятельству — это неумение, а порой и просто нежелание заниматься обработкой и анализом информации об окружающей предприятие часто достаточно агрессивной среде. Цель данной статьи — познакомить читателей с историей возникновения такого явления как конкурентная (деловая) разведка, основными методами и принципами ее деятельности и ее ролью в конкурентной борьбе. Автор дает методические рекомендации практического характера, которые помогут организовать сбор и анализ информации, необходимой для успешной деятельности коммерческой фирмы или организации. Ключевые слова: конкурентная (деловая) разведка, коммерческая информация, поиск информации, дезинформация, источники информации, проверка партнеров, недобросовестная конкуренция. Продолжение... |