Ученая степень
|
канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры психологии и развития человеческого капитала, ведущий научный сотрудник Института управленческих исследований и консалтинга, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
|
E-mail
|
vnpulyaeva@fa.ru
|
Местоположение
|
г. Москва, Россия
|
Статьи автора
|
Проблемы формирования профессиональных компетенций, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в настоящее время стоят достаточно остро на рынке труда в Российской Федерации. Статья посвящена оценке конкурентоспособности выпускников образовательных организации высшего образования посредством анализа соответствия компетенций, которые формируются в результате освоения образовательных программ высшего образования, и требований рынка труда. Настоящее исследование представляется актуальным в связи с потребностью определения направлений трансформации системы высшего образования России, вызванной глобальными вызовами последних лет и намеченной в 2023 году Президентом Российской Федерации реформой высшего образования. Любые изменения в системе образования должны в конечном итоге приводить к повышению востребованности выпускников и их конкурентоспособности на рынке труда. Автором проведен обзор исследований компетенций будущего и наиболее востребованных на рынке труда навыков, в результате чего определены самые актуальные метанавыки, пользующееся наибольшим спросом среди работодателей, а именно эффективные коммуникации, в том числе на иностранных языках, системное мышление, умение решать нестандартные задачи и адаптивность. На примере профессий экономической и социогуманитарной сферы автором был проведен анализ требований к соискателям, изложенных в вакансиях на портале hh.ru. Были определены ключевые навыки по ряду профессий, а также проведено сопоставление их с компетенциями, которые должны быть освоены обучающимся согласно федеральным государственным образовательным стандартам по данным направлениям подготовки бакалавриата. В результате были выявлены компетенции, требующие добавления в образовательные стандарты и образовательные программы высшего образования. Полученные результаты могут быть использованы в практической деятельности образовательных организаций высшего образования для совершенствования образовательного процесса и, как следствие, повышения конкурентоспособности своих выпускников. Читать дальше...
|