8 (495) 987 43 74 доб. 3304 Прием заявок на рассмотрение статей E-mail: evlasova@synergy.ru

Мы в соцсетях -          
Рус   |   Eng

Авторы

Любященко С. Н.

Ученая степень
канд. экон. наук, доцент, кафедра экономической теории, Новосибирский государственный университет экономики и управления (НГУЭУ), Новосибирск, Россия,
E-mail
lubsofia@yandex.ru
Местоположение
Новосибирск, Россия
Статьи автора

Конкурентные преимущества IT-компаний в цифровой экономике

В статье рассмотрены актуальные вопросы развития российского сегмента рынка веб-услуг в онлайн-среде в мировом экономическом пространстве. Изучение современного рынка IT- компаний представляется чрезвычайно актуальным на сегодняшний день. Все больше и больше фирм нуждаются в переходе в цифровую среду в целях расширения возможностей бизнеса, оптимизации способов взаимодействия с клиентами, а также повышения конкурентоспособности и показателей экономической эффективности. Использование информационных технологий в бизнес-процессах становится чрезвычайно необходимым в условиях короновирусных ограничений, что повышает спрос на услуги IT-компаний. В связи с этим важно понять их базовые стратегии и оценить склонность к монополизации. «Ранее экономисты предполагали, что конкурентные рынки цифровых услуг меньше склонны к монополизации, чем рынки материальных продуктов. Сейчас на цифровых рынках можно наблюдать и монополизацию, и асимметрию информации, и внешние (сетевые) эффекты» [1]. Целью исследования является идентификация типа структуры российского сегмента рынка веб-услуг в онлайн- среде в мировом экономическом пространстве и оценка интенсивности конкуренции. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи: определен релевантный рынок, проанализированы его основные характеристики и состав участников, тенденции трансформации в условиях COVID-19, обоснован выбор критериев анализа структуры российского сегмента рынка на платформе онлайн- биржи Upwork. Результаты основаны на эмпирическом исследовании статистической информации по новосибирским компаниям, функционирующим на площадке Upwork. Такие параметры рынка, как большое количество фирм, незначительная высота барьеров вхождения в отрасль, преобладание неценовой конкуренции, позволяют идентифицировать его как рынок монополистической конкуренции. В статье обозначены проблемы антимонопольного регулирования рынка веб-услуг, работающих на цифровых платформах, а именно: сложность их анализа и выделения «релевантного» рынка, размытость географических и продуктовых границ, растущий спрос. Систематизированы факторы, определяющие конкурентные преимущества фирм на рынке веб-услуг и портфель заказов, которые, в свою очередь, косвенно влияют на выбор стратегии. Авторами предпринята попытка описать мотивы поведения покупателей на рынке веб-услуг при удаленном выборе продавцов в онлайн-среде. Читать дальше...

Проблемы анализа и оценки рынка звукозаписи для стартапа

В статье обозначены проблемы маркетингового исследования потенциального рынка для стартапа, входящего на рынок. Сложность анализа потенциального спроса заключается в отсутствии информации и низкой достоверности методов оценки, особенно, если товар инновационный. Целью исследования является комплексный сравнительный анализ методов оценки потенциального рынка стартапа в зависимости от уровня инновационности бизнеса. В статье показан синтез применения методологического подхода теории отраслевых рынков и инструментария маркетинга для исследования потребительского спроса, оценки интенсивности конкуренции. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи: дано определение стартапа, определены границы локального рынка звукозаписи в городе Новосибирске; проведена оценка структуры рынка и конкурентной среды с помощью различных методов исследования; рассчитан уровень экономической концентрации. Авторами предпринята попытка систематизации различных методов маркетингового исследования рынка с указанием их достоинств и недостатков для определения потенциальной ниши стартапа. На основе проведенного эмпирического исследования установлено, что для существующих и несегментированных рынков, когда стартап имеет инновационные признаки, возможно применение любого метода исследования. Для новых товарных рынков (услуг) их круг сужается. Рекомендуется на первом этапе использовать анализ ключевых запросов, на втором – TAM SAM SOM. Методология теории отраслевых рынков позволяет не только провести анализ рынка по ключевым структурным параметрам, но и спрогнозировать модель поведения фирмы-стартапа на каждом этапе ее развития. Методология Майкла Портера помогает понять главные движущие силы, основные риски, что может оказать положительное влияние на развитие бизнеса. Правильный выбор маркетингового инструментария определяет успех новичка в достижении целевых экономических показателей. Научная новизна заключается в синтезе применения методологии теории отраслевых рынков и инструментария маркетинга для исследования потребительского спроса, оценки интенсивности конкуренции и обоснования целесообразности использования каждого подхода в зависимости от инновационности стартапа. Читать дальше...

Формы взаимодействия участников в цепях поставок: полная интеграция против автономного функционирования

Восстановление производственно-экономического потенциала российских предприятий в условиях экономической войны обуславливает необходимость поиска наиболее эффективных форм организации деятельности фирм в цепях поставок, позволяющих повысить степень их конкурентоспособности на рынках. Актуальность данной задачи повысилась в условиях дипломатической изоляции и введения экономических санкций, повлиявших на распад основных технологических и логистических цепочек. В данных обстоятельствах особое значение приобретает необходимость понимания того, какая структура отрасли даст наибольшее приращение объемов производства продукции и минимальные цены при сохранении устойчивости цепочек поставок. Целью исследования является определение принципов и оптимальных форм организации деятельности фирм в цепях поставок с позиции рыночной эффективности и прибыльности самих участников. Поставленная цель предопределила решение следующих задач: проведен сравнительный анализ двух вариантов взаимодействия участников цепи – автономного функционирования и полной вертикальной интеграции; идентифицирована модель контрактных отношений фирм, позволяющая им получать максимальную прибыль; определен наиболее привлекательный вариант организации цепи с позиции потребителя (объемов выпуска и цены); разработана экономико-математическая модель расчета оптимальных параметров деятельности в цепи поставок промышленного предприятия для двух противоположных моделей поведения фирм. Методологическую основу исследования составляет синтез теоретико-методологических и прикладных исследований зарубежных и отечественных авторов в области теории управления цепями поставок, а также теории отраслевых рынков. Научной новизной исследования является методический подход к рассмотрению цепи поставок как системы, ориентированной на рыночную функцию спроса, т. е. деятельность всех участников цепи настроена на производство и продажу такого объема товара, на который предъявлен спрос. В статье предложена формальная модель, позволяющая проанализировать стимулы к вертикальной интеграции и оценить результаты альтернативных стратегий поведения фирм в цепи поставок. Читать дальше...

Стратегия взаимодействия фокусной фирмы с поставщиком и потребителем в цепи поставок

Распространение глобализации, а затем пандемия, связанная с COVID-19, и начало СВО привели к необходимости пересмотра ландшафта конкуренции на национальных и мировых рынках. Фокус внимания исследователей сместился с конкурентного взаимодействия отдельных фирм к соперничеству между цепочками поставок. Следовательно, необходимо определить, какая структура цепи поставок является наиболее предпочтительной для каждого ее участника. В статье рассматривается экономическое поведение фокусной фирмы по отношению к другим участникам цепи поставок. Проанализированы три ситуации. Первая предполагает полностью автономное функционирование всех участников цепи. Вторая заключается в том, что доминирующая фирма интегрируется с фирмой-продавцом (интеграция вперед), а третья – с поставщиком (интеграция назад). В работе проводится оценка стратегий фокусной фирмы в цепи поставок на основе анализа прибыли. Предложена формализованная модель, позволяющая проанализировать стимулы к интеграции фокусной фирмы с другими участниками при различных вариантах организации цепи и оценить условия, в которых поставщик и конечный продавец будут мотивированы к кооперативной деятельности. Также анализируется величина прибыли поставщика и продавца, представляющих собой крайние звенья цепи в случае, когда они будут более склонны к автономному функционированию. Модельное построение позволяет исследовать случаи, когда вертикальная интеграция более эффективна. Методологической базой исследования является сочетание парадигмы теории отраслевых рынков, экономической теории и управления цепями поставок. Научной новизной исследования является оригинальный подход к рассмотрению цепи поставок как системы, ориентированной на рыночную функцию спроса, т. е. деятельность всех участников цепи настроена на производство и продажу такого объема товара, на который предъявлен спрос. Также рассматривается цепь поставок с позиции оптимизации ее структуры и мотивации партнеров к кооперативному взаимодействию на основе анализа прибыли каждого участника. Предложенный подход позволяет сравнить результаты функционирования фирм в цепи поставок с позиции теории отраслевых рынков и экономической теории, что выходит за рамки логистики или стратегического менеджмента. Читать дальше...

Моделирование работы технологической цепи с вертикальными и горизонтальными взаимосвязями участников и учетом спроса

Предметом статьи является исследование производственных структур, состоящих из совокупности самостоятельных фирм – предприятий, взаимодействующих друг с другом через поставки продукции по горизонтальным и вертикальным связям в единой производственно-технологической цепочке. Предполагается, что фирмы на разных уровнях цепи не только поставляют комплектующие вверх, но и реализуют их на рынке, организуя взаимодействие с оптовыми покупателями. Механизм взаимодействия учитывает экономические интересы, спрос на продукцию фирмы на рынке и отражает ситуацию равновесия. Научной новизной исследования является углубление методологической базы для описания взаимодействия участников технологической цепи с помощью матричного моделирования, основанного на принципах построения матриц межотраслевого баланса. Рассмотрены такие характеристики фирм и системы в целом, как конечный продукт, валовый продукт, объемы ресурсов. На основе полученных конечных формул установлены зависимости экономических характеристик деятельности фирм и системы в целом от снижения (повышения) цен на ресурсы, от изменения спроса. Предложенный подход к определению конечного продукта системы представляется вполне обоснованным: во-первых, объемы выпуска системы увязаны через взаимодействие производителя и продавца, учитывающих рыночный спрос, а, во-вторых, величина объема продаж отражает экономические интересы сторон. Соотношение «цена продукции на рынке – объем предложения» становится обоснованным со стороны функции спроса (конечный потребитель), продавца и изготовителя продукции. Такой оптимизационный подход к определению результатов взаимодействия оперативно учитывает изменения рыночной среды и корректирует показатели деятельности участников в направлении их согласованности, что позволяет повысить устойчивость функционирования системы. Установлено, что при ухудшении ситуации на рынке в результате роста цен на факторы производства или сокращения платежеспособного спроса наблюдается процентное снижение конечного выпуска продукции в стоимостном выражении, однако темпы его сокращения ниже. Случай снижения спроса имеет более негативное влияние на экономику фирмы и всей системы. Таким образом, темпы роста экономики и благосостояние населения определяются эффективностью работы сложных иерархических структур с горизонтальными и вертикальными взаимосвязями. Читать дальше...

Главный редактор