Отраслевые рынки |
|
|
В современной России ломбарды признаны социально значимой частью финансовой системы страны, с 2014 г. этот сегмент рынка находится под прямым надзором Банка России. Но по-прежнему
бытует немало мифов, стереотипов и заблуждений, свойственных ненаучному подходу к микрофинансированию граждан России под залог движимого имущества. В то же время ломбардное предпринимательство движется вперед в соответствии с последними техническими новациями и бизнес-трендами,
подчиняется общеэкономической теории. В статье автор постарался раскрыть основные вопросы
структуры этого рынка и взаимоотношений между участниками, выделил актуальные бизнес-модели,
провел сегментирование по глобальным критериям, определил ядро рынка и формализовал его роль
в стратегии развития всех участников. Рассчитаны показатели концентрации рынка, охарактеризовано
конкурентное окружение, проведены аналогии с рынком микрофинансовых организаций (МФО). В качестве информационной базы использованы данные Банка России, ФНС России, различных систем
и порталов, экспертные мнения.
|
---|---|
|
За последние годы игровая индустрия демонстрировала стремительный рост показателей доходности, что
сделало рынок платформ цифровой продажи видеоигр привлекательным для компаний — разработчиков
игр. Платформа Steam успешно завоевала мировое лидерство в сфере цифровой дистрибуции компьютерных игр. Задачей настоящей статьи является выяснение того, насколько устойчиво доминирующее
положение Steam в этой высококонкурентной и быстроразвивающейся индустрии. В основе исследования
лежит анализ рынка при помощи интернет-сервисов маркетинговой аналитики. Авторами проведен онлайн-опрос российских потребителей, в котором приняли участие 4 326 респондентов. Используя методы
кластерного анализа, авторы выделили четыре основных потребительских сегмента, на которых проведена
оценка положения конкурентов Steam. Сравнение полученных результатов с итогами конкурентного анализа в Интернете позволило прийти к выводу об угрозе лидирующему положению Steam. Предлагаются
рекомендации для совершенствования интернет-стратегии компании Valve, создателя платформы Steam,
на крупнейшем потребительском сегменте цифровых продаж компьютерных игр.
|
|
Импортозамещение в сельском хозяйстве и состояние агропродовольственных рынков рассматриваются
в статье в контексте разработки модели системной динамики в среде AnyLogic. Необходимость применения
метода имитационного моделирования объясняется сложностью конкурентной среды в условиях проведения политики протекционизма. Цель работы состоит в разработке механизма регулирования продовольственного рынка: определения равновесных объемов внутреннего производства, импорта и экспорта, при
котором гармонизированы уровень потребительских цен и доходы производителей. Результаты модели
на примере рынка мяса птицы показали, что современные объемы экспорта явно недостаточны. Если не
увеличить физический объем экспорта примерно в три раза, то доходы производителей снизятся до критического уровня и, следовательно, повышающий тренд предложения может поменять направление. Новизна
работы состоит в том, что по результатам моделирования можно рассчитать характеристики отраслевого
рынка в состоянии равновесия: объемы экспорта и импорта, внутреннего производства, цену, запасы и т. д.
Основные выводы и положения работы могут использоваться для выработки мер экономической политики
и принятия управленческих решений по регулированию продовольственных рынков.
|
Конкурентоспособность бизнеса |
|
|
Статья посвящена проблематике исследования концепции конкурентных компетенций, и ее применения
к руководителям высшего и среднего звена вуза. Описаны широкий и узкий подходы в определении содержания концепции конкурентных компетенций. Автор подчеркивает теоретическое различие конкурентных
компетенций организации и конкурентных компетенций индивида. Конкурентные компетенции организации
раскрываются в рамках ресурсного подхода к фирме. Конкурентные компетенции индивида раскрываются в рамках компетентностного подхода к управлению персоналом. Применительно к компетентностной
модели руководителей высшего и среднего звена вуза применяется структурирование на универсальные,
общепрофессиональные, профессиональные и специальные компетенции.
|
|
В научной литературе представлены результаты множества исследований в области стратегического менеджмента. Большинство работ построены по сходному плану: в них освещается какой-либо из аспектов
распространенного представления о понятии конкурентоспособности, способах ее повышения и поддержания
на высоком уровне. Анализ прежде всего монографий показывает, что данная область исследований является
весьма актуальной, поскольку до сих пор нет единого и общепринятого алгоритма определения конкурентоспособности, а ведь именно за счет того, насколько будет конкурентоспособно предприятие, зависят выполнение его миссии и успех выпускаемой на нем продукции. В данной работе представляется целесообразным проанализировать результаты актуальных исследований идеи конкурентоспособности предприятия как
интегрального понятия, провести анализ некоторых классификаций стратегий, предлагаемых различными
исследователями, а также факторов конкурентоспособности, непосредственно влияющих на большинство наукоемких предприятий в Российской Федерации на примере специфики развития предприятий отечественной
атомной промышленности в рамках государственной корпорации (ГК) «Росатом». Целью обзора является
выделение возможных путей развития и повышения конкурентоспособности в условиях глобализации наукоемких предприятий отечественной атомной промышленности для успешного развития как внутри страны,
так и на международном уровне, а также обосновать, что должно стать основой такого развития.
Ключевые слова:
|
Теория предпринимательства |
|
|
Целью исследования являлась оценка двухфакторной производственной функции, характеризующей зависимость оборота совокупностей малых предприятий в субъектах страны от величины заработной платы
работников и потока инвестиций в основной капитал. В исследовании изучалась производственная функция,
аналогичная функции Кобба-Дугласа, без ограничений на сумму степеней при факторах. Исследование
базировалось на статистических пространственных данных, описывающих деятельность малых предприятий,
в том числе микропредприятий. Использовалась официальная статистическая информация по 82 регионам
России за 2017 г. Проведенное исследование позволило доказать высокое качество аппроксимации
исходных данных, полученной двухфакторной производственной функцией, а также обосновать заключение,
что экономика регионов России не достигла насыщения малыми предприятиями. Показаны преимущества
выбора в качестве факторов при оценке производственной функции совокупностей малых предприятий
в регионах потока инвестиций и заработной платы работников и пространственных данных за один год.
Производственная функция доказала, что имеются значительные резервы для дальнейшего развития
предпринимательского сектора экономики, а именно: во всех российских регионах не достигнуто насыщение
товарами и услугами малых предприятий. Рост каждого из факторов функции стимулирует эффективность
использования соответственно другого фактора. С увеличением оборота в совокупности малых предприятий
улучшаются возможности замещения одного фактора другим. Заработная плата в полученной функции влияет
на объем производства в существенно большей степени, чем поток инвестиций
в основной капитал. По со-
вокупностям малых предприятий в регионах наблюдается возрастающая отдача от масштаба. Разработанная
производственная функция представляет собой эффективный инструмент
управления, который позволяет
устанавливать эффективность использования финансовых и трудовых ресурсов малыми предприятиями в
России и конкретных регионах в частности. Результаты исследования, а именно, новые знания для оценки
производственной деятельности малых предприятий, имеют научное и практическое значение. Они могут использоваться в научных исследованиях, диагностике состояния предпринимательского климата, обосновании
наиболее эффективных объемов трудовых и инвестиционных
ресурсов, установления ключевых индикаторов
при разработке планов и программ развития малого предпринимательства.
|
|
Автор формулирует семнадцать элементов категорийного менеджмента, которые отражают суть и содержание данного подхода. Далее из них выделяется пять основополагающих элементов и проводится
классификация существующих определений понятия «категорийный менеджмент», описываются их сильные и слабые стороны. На основании проведенного анализа уточняются существующие определения путем
формулировки комплексной дефиниции «категорийный менеджмент».
|
Национальная конкурентоспособность |
|
|
В работе анализируются документы стратегического планирования Российской Федерации, содержащие
показатели экспортной конкурентоспособности и группируются показатели, рекомендуемые Всемирным
банком. Формулируются и систематизируются факторы экспортной конкурентоспособности, изменение
которых может повлиять на значение оцениваемых показателей. Оценивается значимость влияния факторов экспортной конкурентоспособности на показатели, предусмотренные российскими стратегическими
документами и международными организациями.
|
|
В статье анализируется посткризисное восстановление конкурентоспособности экономики Нидерландов.
Автор исходит из гипотезы, что для Нидерландов как малой страны определяющим критерием конкурентоспособности в мировой экономике является умелое использование конкурентных преимуществ в экспортной стратегии. Исследование проведено в два этапа: сначала проанализирован ряд общих макроэкономических параметров экономики Нидерландов как основа экономической мощи; выявлены сильные
стороны экономической системы страны в текущий момент и особенности восстановления экономики
после кризиса начала 2010-х гг. Далее рассматривается экспортная активность как залог эффективности
экономики Нидерландов. Проводится сравнение отраслевых показателей конкурентоспособности страны
и структуры ее экспорта. Сделан вывод, что между уровнем относительной конкурентоспособности и экспортоориентированности той или иной отрасли экономики Нидерландов нет прямой зависимости. Основой
экономического успеха Нидерландов последних лет служат скорее диверсификация экспорта, а также
равномерное развитие отраслей и опора на традиционные сферы экономической активности. Нидерланды
на своем примере демонстрируют, что успешная торговля на внешних рынках категориями товаров и услуг,
не входящими в число относительно конкурентоспособных, возможна и даже необходима для поддержания
равновесия, стабильности, устойчивости и независимости экономики от внешних шоков.
|
|
В статье изучается взаимосвязь между качеством автомобильных дорог и конкуренцией за рынок дорожно-строительных услуг при проведении государственных закупок. Анализ проводится на основании
вывода о несостоятельности действующих стандартов качества строительства и содержания автомобильных дорог — большинство параметров качества не обновлялись на протяжении нескольких десятилетий.
Авторы выдвигают гипотезу о том, что повышение качества автомобильных дорог возможно не только
за счет нормативного контроля, но и через развитие конкуренции в дорожно-строительном хозяйстве.
Так как конкуренция на рынке дорожного строительства отсутствует в силу ряда объективных причин,
в работе рассматривается конкуренция за рынок — борьба за право входа, реализуемая посредством
проведения конкурсов в рамках системы государственных закупок. Эмпирической базой исследования стали данные о конкурсах, проведенных в 20 регионах страны в 2016 г., представленные на сайте
госзакупок. Сопоставление уровня конкуренции и качества автомобильных дорог делается путем попарного сравнения регионов, с использованием регрессионного анализа для учета различий в базовых
характеристиках включенных в выборку объектов. Делается вывод о значительной роли конкуренции
в повышении качества автомобильных дорог.
|