Вопросы теории |
|
|
В работе развивается понятие системного менеджмента как методологии управления предприятием
на основе представления внутренней структуры предприятия в виде популяции экономических, социальных, организационно-технологических и других систем. Внутрипроизводственные системы интегрируются
на базе типологии систем, выделяющей объектные (организационные), проектные (инновационные), процессные и средовые системы. Показывается, что такой подход интегрирует известные концепции организационного менеджмента, управления проектами, управления институтами и управления бизнес-процессами.
С использованием менеджериальных теорий И. Адизеса и П. Друкера, а также теории производственных
функций с постоянными эластичностями замещения факторов Х. Узавы строится критерий эффективности
системного менеджмента предприятия.
|
---|---|
|
Статья посвящена рассмотрению вопроса о применимости конструктивного и функционального подходов
к исследованию предпринимательства в соответствии с междисциплинарной методологией. Поднимаются проблемы идентификации предпринимателей — определение и систематизация исполняемых ими
профессиональных функций, обусловленных целевыми ориентирами предпринимательской профессии
и составляющих содержание предпринимательства как одного из направлений деятельности людей.
Автор обращает внимание на необходимость систематизации предпринимательских функций, которые
образуют ядро идентичности предпринимательской профессии и формируют ее уникальную функциональную специфику, отличающую ее от профессий менеджера, инженера, изобретателя, дизайнера, экономиста,
иных профессий, которым свойственна своя функциональная специфика.
В статье рассматривается также вопрос о соотнесении ядра идентичности предпринимательской профессии с предпринимательскими функциями и личностными качествами предпринимателей, а именно, описывается структура блоков личностных качеств предпринимателей, необходимых им для ведения успешной
предпринимательской деятельности.
Автор делает вывод о том, что применение функционального подхода позволило бы успешно продвигаться в решении научной задачи по обоснованию непротиворечивого идентификационного ядра системы
теоретических представлений о предпринимательстве, его эволюции, а также добиваться упорядоченного
применения «предпринимательской» терминологии в теории и на практике.
|
Образовательная среда предпринимательства |
|
|
В статье рассматриваются проблемы, имеющие место в период реализации программы «Цифровая
экономика Российской Федерации»: ожидаемое изменение структуры рынка труда в связи с увеличением
доли информационных технологий в отраслях народного хозяйства, необходимость внесения изменений
в систему высшего образования. В связи с постоянным ускорением развития инструментов цифровой
экономики усиливается потребность в организации постоянного повышения квалификации специалистов.
Одной из проблем российского народного хозяйства остается низкая производительность труда. Это
препятствует росту заработной платы и покупательной способности населения. Самым действенным способом повышения производительности труда является внедрение новых технологий и модернизация оборудования. Фактором, препятствующим техническому развитию, видится недостаточность инвестиций,
собственного и заемного капитала.
Следующей проблемой на пути повышения производительности труда является дефицит знаний. Скорость изменения технологий подталкивает к тому, что необходимо отладить систему образования и дальнейшего повышения квалификации специалистов во всех отраслях народного хозяйства.
|
|
Современный этап развития предпринимательского образования в России можно охарактеризовать как
завершение первичного становления и формирование системы. В статье выявлены основные компоненты
предпринимательского образования, при этом особое внимание уделено подготовке предпринимателей
в вузах: выделены основные идеи и подходы, лежащие в основе такой подготовки, представлены основные условия его педагогической эффективности, определены актуальные проблемы и противоречия.
Ведущей проблемой является отсутствие профильных программ подготовки по направлению «Предпринимательство». Подготовка предпринимателей ведется в рамках самых разных направлений бакалавриата,
на основе разнообразных образовательных моделей, существенно различающихся своей педагогической
эффективностью и не обладающих признаками системности и комплексности. В связи с этим основной
задачей текущего этапа развития предпринимательского образования в России выступает поиск системообразующего начала, обеспечивающего целостность и результативность подготовки студентов к собственной предпринимательской деятельности в сфере малого и среднего бизнеса, в существующих условиях
непрофильного (для предпринимателя) высшего образования.
|
Методы и технологии обучения предпринимательству |
|
|
В статье рассматривается методический опыт преодоления разрыва между теорией и практикой предпринимательства для программ высшего образования, основанный на решении практических задач предпринимательского сообщества. Проведен анализ эффективности разработанных проектов с точки зрения
компаний-заказчиков по реализации предпринимательских инициатив на примере проектных сессий Института отраслевого менеджмента. Представлен опыт формирования командного взаимодействия и оценки
предпринимательских проектов, выполненных участниками конкурса социального предпринимательства
«Остров Мир» и конкурса проектов Института отраслевого менеджмента РАНХиГС «Свежий взгляд».
|
|
В статье анализируется специфика организации учебно-производственной деятельности студентов ПОО
в форме учебной фирмы. Рассматриваются преимущества учебной фирмы с точки зрения возможности
приобретения студентами практических навыков предпринимательской деятельности. Раскрывается концепция региональной инновационной площадки «Учебная фирма как форма организации учебно-производственной деятельности студентов ПОО», созданной на базе ГБОУ ПОО «Магнитогорский технологический
колледж им. В. П. Омельченко».
|
Психология и предпринимательский селф-менеджмент |
|
|
Рассматриваются проблемы, которые необходимо решать для формирования системы образования
предпринимательского сообщества в России; представлены результаты психологического исследования
личностных характеристик успешного российского предпринимателя. Обозначены теоретико-методические
основы образования предпринимателей: инновационная методология, процессное консультирование,
андрагогика, использование активных методов обучения и информационно-коммуникационных технологий. Сформулированы требования к преподавателю, обучающему предпринимателей. Обобщен и охарактеризован опыт факультета психологии и Центра корпоративного обучения и консультирования ЯрГУ
им. П. Г. Демидова в интеграции научно-психологических исследований, методических разработок в сфере
образования взрослых, вовлечения студентов в проекты, связанные с подготовкой предпринимателей.
|
Региональные особенности обучения предпринимательству |
|
|
На основании нормативных источников и стратегических документов обоснована актуальность разработки и внедрения региональной модели управления качеством обучения предпринимательству на примере
Челябинской области. Выявлены и сформулированы противоречия, проявившиеся в системе среднего
профессионального образования с момента вступления в действие ФГОС по ТОП-50. Для разрешения
выявленных противоречий сформулирована цель открытой на базе ГБПОУ «Южно-Уральский многопрофильный колледж» федеральной экспериментальной площадки, выдвинута гипотеза, определены задачи
и этапы работы. Автором предложена возможная региональная система обучения предпринимательству.
|
Международный опыт |
|
|
В статье рассмотрены основные подходы к организации предпринимательского образования в европейских странах в современных условиях. На основе анализа базовых документов Евросоюза (ЕС) об организации предпринимательского образования описаны его стратегии и факторы успешности, выявлены
различия в подходах к содержанию предпринимательского образования, а также в оценке его значения
как фактора личностного развития обучающихся.
С учетом европейского опыта в статье проанализированы отдельные положения действующих государственных федеральных образовательных стандартов общего образования с позиции перспектив развития
предпринимательского образования в российских школах. Авторы обосновывают целесообразность метапредметного подхода при обучении основам предпринимательства младших школьников. В основной школе
предпринимательское образование в рамках действующего образовательного стандарта предполагает
введение в качестве школьного компонента предмета «Основы предпринимательства», а также включение
в предметную область «Технология» практико-ориентированных заданий и использование интерактивных
форм обучения. В средней школе предлагается включение в образовательный стандарт особой предметной области — «Экономические и правовые основы предпринимательской деятельности», направленной
на завершение формирования предпринимательских компетенций у выпускника средней школы. Обосновывается дидактико-методическая модель обучения предпринимательству в общем образовании.
|
|
Статья посвящена перспективам развития образования предпринимателей с учетом накопленной практики формирования новых подходов к бизнес-образованию. Отмечается, что современному российскому
обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно
принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия с учетом национальных и глобальных трендов экономического развития. Для осуществления эффективной
предпринимательской деятельности необходима подготовка инновационных специалистов, владеющих
соответствующими знаниями и компетенциями. Таких специалистов, как показывает международный
опыт, можно готовить не только в ходе обучения экономическим специальностям в бизнес-образовании,
но и на основе создания многоуровневой системы профессионального образования. В связи с этим одним
из приоритетных направлений современного образования является обучение разных категорий граждан
основам предпринимательства, их адаптация и ориентация в рыночных условиях, формирование экономического мышления, развитие экономической культуры.
|
Новые переводы |
|
|
Исследования в области обучения предпринимательству продвигаются не так быстро, как по предпринимательству, потому что они не относятся к тому же уровню академической деятельности. Основываясь
на программе исследований преподавания и изучения (the Scholarship of Teaching and Learning — SoTL)
в сфере образования для взрослых и используя экспертный подход Дельфи, мы предлагаем ознакомиться
со взглядами лучших преподавателей предпринимательства. Мы предполагаем, что познание процессов
обучения предпринимательству через призму преподавания обеспечивает новые идеи и возвышает преподавание как форму академической работы наравне с традиционными, более принятыми формами исследования. В результате Дельфи-анализа было предложено определение обучения предпринимательству как
развитие мышления, навыков и практики, необходимых для создания новых предприятий, но оговорено, что
результаты такого обучения имеют далекоидущие последствия. Мы описываем пять континуумов обучения
предпринимательству, которые стимулируют переход к педагогическим подходам, основанным на обучении
взрослых, а именно на андрагогике и эвтагогике (хьютагогике). Также в статье обсуждаются последствия
для подготовки преподавателей по предпринимательству, необходимость предпринимательской практики
и будущее исследований в области обучения предпринимательству.
|