Отраслевые рынки |
|
|
В статье рассматриваются специфические характеристики современных спортивных событий, влияющие
на их конкурентоспособность. Автор определяет две типовые маркетинговые функции спортивных событий. Во-первых, функцию события как самостоятельного маркетингового продукта, способного приносить
доходы организаторам. Во-вторых, функцию события как платформу для маркетинговых коммуникаций.
Автор предлагает также рассматривать спортивные события на основе анализа их атрибутов: целей, места, времени, участников и действий. Подобные подходы позволяют повысить эффективность создания
конкурентных преимуществ спортивных событий.
|
---|---|
Теория конкуренции |
|
|
Статья посвящена изложению основ теории многоуровневой конкуренции и обоснованию совокупности
новых методов и коэффициентов анализа уровня конкурентной борьбы на отдельных рынках и на рынке
многоуровневой конкуренции в целом. Автором приводится общий концептуальный подход к анализу
многоуровневой конкуренции, на основании которого структуры рынка каждого уровня представлены
в структурно-табличной форме. Показаны направления развития инструментальной базы анализа состояния
конкуренции на каждом уровне многоуровневого рынка. Предлагается общая экономико-математическая
модель многоуровневой конкуренции.
|
Конкурентоспособность бизнеса |
|
|
В данной статье затронуты вопросы интернет-деятельности, изменившей облик современного предприятия. Автором предложено различать основную и прочую интернет-деятельность. Выделены типы предприятий, использующих интернет-технологии. Рассмотрены конкурентные преимущества предприятий,
применяющих интернет-технологии. Осуществлено анкетирование предприятий относительно использования интернет-технологий. Определены обстоятельства, сдерживающие расширение сферы интернет-
деятельности в России.
|
|
В статье описывается разрыв между пониманием конкурентоспособности» в поведенческой теории
конкуренции и использованием этого термина в действующем российском законодательстве. На основе
анализа текстов российского законодательства и подзаконных актов будет сделан вывод о том, в каком
значении термин «конкурентоспособность» преимущественно используется в нормативно-правовых актах.
Статья отвечает на вопрос, почему при большом количестве научных работ, посвященных конкурентоспособности вуза, в подавляющем большинстве таких работ четкого определения конкурентоспособности
вуза не содержится.
Сделаны выводы о дуализме понятия конкурентоспособности хозяйствующего субъекта. Конкурентоспособность вуза раскрывается как возможность совершения конкурентных действий и компетентность
в их совершении.
В работе проанализирован теоретический подход, отождествляющий конкурентоспособность вуза и его
место в рейтинге, выразившийся в реализации проекта «5 – 100», номинально призванного повысить конкурентоспособность ведущих российских вузов среди мировых научно-образовательных центров, что
в действительности только усиливает расслоение системы высшего профессионального образования.
|
|
В статье проведен анализ основных нормативно-правовых и методических документов, на основе которых определены требования к профессиональной квалификации педагогов, осуществляющих реализацию
дополнительных профессиональных программ. Авторами обоснованы принципы оценки качества труда
педагогических работников, обеспечивающие инвестиции в человеческий капитал. Выявлены аспекты
конкурентоспособности педагогических работников.
|
|
В статье раскрывается понятие управленческого экономического мышления, понимаемого в качестве
компетенции менеджера по управлению собственной трудовой деятельностью в интересах инновационного
развития в условиях высокой конкуренции. Представлена модель образовательной программы по развитию
компетенции, описаны результаты, полученные на примере менеджеров Северо-Казахстанской области,
предложены рекомендации.
|
Антимонопольное регулирование |
|
|
В современных условиях развития отраслевых рынков вопросы конкуренции приобретают особенную
актуальность. Конкуренция имеет ключевое значение в механизме рынка: она активизирует деятельность
фирм, приводит к повышению качества выпускаемой продукции, снижению цен и издержек и, наконец,
стимулирует внедрение новейших технологий. Высокий уровень конкуренции снижает показатели концентрации на рынке, обеспечивая более эффективные параметры рынка. Однако без вмешательства государства конкуренция может вызвать и негативные тенденции, такие как создание картелей, применение
недобросовестных методов соперничества на рынке, злоупотребление доминирующим положением, что
отрицательно сказывается на параметрах функционирования отраслевого рынка. В данной статье рассматривается недобросовестная конкуренция как результат функционирования самой конкуренции на отраслевых рынках.
Проведен анализ подходов к трактовке понятия «недобросовестная конкуренция», причин ее возникновения и последующего развития. Приведены специфические характеристики недобросовестной конкуренции. Также рассмотрены истоки формирования и эволюции категории «недобросовестная конкуренция»
в законодательстве России.
По результатам исследования сделан вывод о том, что категории «конкуренция» и «недобросовестная конкуренция» неотделимы друг от друга. Конкуренция всегда служит предпосылкой возникновения
и развития нечестной конкуренции. Главными предпосылками недобросовестного поведения рыночных
агентов являются собственно конкуренция в ее несовершенном виде и рынок. Таким образом, полное
устранение недобросовестной конкуренции не представляется возможным, и как следствие государственная политика, устремленная на борьбу с недобросовестной конкуренцией, может только минимизировать
ее уровень. Недобросовестная конкуренция направлена на ущемление интересов не только конкурентов,
но и общества и всегда предполагает нарушение законодательства и норм морали. В России первым
законом, регламентирующим нормы пресечения недобросовестной конкуренции, является Закон РСФСР
от 22 марта 1991 г. № 948 – 1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Само определение недобросовестной конкуренции в данном Законе появилось чуть позже
в 1995 г. На сегодняшний день правовое регулирование норм недобросовестной конкуренции в Российской Федерации носит многоуровневый характер. Основным законом, регламентирующим основы недобросовестного поведения рыночных агентов в России, является Федеральный закон от 26 июля 2006 г.
№ 135‑ФЗ «О защите конкуренции». Недобросовестная конкуренция требует контроля со стороны государства, так как служит источником проявления теневой экономики на отраслевых рынках, что может
негативно отразиться на экономике страны в целом.
|
|
Ценовой параллелизм сам по себе не является нарушением антимонопольного законодательства. Однако
на рынках мобильной связи он дополняется особенностями характеристик товара и отраслевого регулирования таким образом, что в результате часто привлекает внимание антимонопольных органов как
признак ограничивающих конкуренцию согласованных действий (или соглашений). В статье показано, что
существующие в законе нормы, описывающие критерии отнесения действий к согласованным, базируются
на экономических моделях, которые зачастую не учитывают некоторых реальных характеристик рынка,
продавцов и покупателей. В результате те же наблюдаемые действия могут иметь альтернативные интерпретации, не подразумевающие какой бы то ни было согласованности между участниками рынка. Статья
предлагает три таких альтернативных интерпретации: через расхождение между ожидаемым и фактическим
объемом потребления услуг, с позиций «новой теории потребительского спроса» и с позиций поведенческой экономики. Для принятия решения о наличии нарушения данные гипотезы о причинах параллельного
поведения должны быть опровергнуты с достаточной степенью точности, в противном случае существует
высокий риск ошибок правоприменения.
|
Национальная конкурентоспособность |
|
|
В статье рассматривается проблема развития экономики России в современных условиях. Дана качественная характеристика этих условий с прогнозированием их тенденции на изменение — возрастающий
масштаб сложности и неопределенности. Авторы показали, что экономика России может быть конкурентоспособной в случае, когда ее экономическая система сможет трансформироваться в новых условиях и будет
в состоянии генерировать хозяйственные процессы, качество которых соответствует стандартам мировой
экономики. Авторы доказали, что одной из основных точек роста конкурентоспособности экономики России
является информационный фактор. В современной экономике информационная составляющая объективно
выдвинута на первое место. Так, в сегодняшних условиях наличие информационно-аналитической инфраструктуры создает возможность для управления хозяйственными процессами на новом уровне. Несмотря
на то, что в научном сообществе и в других практических сферах деятельности, связанных с решением
проблем управления, есть понимание важности создания информационно-аналитической инфраструктуры, тем не менее определенный ряд проблем не позволяет реализовать данный подход на необходимом
уровне. Авторы конкретизировали проблемы и показали, что их решение только на уровне отдельных
субъектов не позволит дать качественный скачек в развитии экономики на примере рынка продовольственных товаров. Дана характеристика его конкурентоспособности и показано, что имеющийся уровень
хозяйственных процессов приводит к потерям ограниченных ресурсов до 40%. Такие существенные потери
вызваны низким качеством управленческих процессов, являющихся следствием отсутствия информационно-аналитической инфраструктуры. Если учесть тот факт, что мировые корпорации, которые задают темп
развития мировой экономики, используют в своей деятельности единую информационно-аналитическую
инфраструктуру уже более десяти лет, то факт ее отсутствия или реализации только ограниченного набора
инфраструктурных элементов в нашей стране ставит под сомнение возможность отечественной экономике
конкурировать с зарубежной на уровне мировых стандартов.
|
|
В данной статье рассматривается процесс формирования и развития зон свободной торговли (ЗСТ)
на данных договоров о свободной торговле (ДСТ) Республики Кореи (РК), являющейся хорошим примером
развития обширной сети ЗСТ и высоких темпов роста экономики, которые стали возможны во многом
благодаря развитию и либерализации торговли. При помощи методов регрессионного и сетевого анализа
было установлено, что в отличие от многих других интеграционных примеров между схожими по объемам
экономик и географически близкими странами, Южная Корея формирует связи с географически удаленными и более крупными мировыми экономиками. Было выделено четыре этапа формирования и развития сети
договоров о свободной торговле и проведен анализ распределения признаков партнеров в зависимости
от периода, что дало понимание преференций в торговых партнерах Кореи на различных этапах. Также
было рассмотрено развитие сети ДСТ между Кореей, ее торговыми партнерами и их партнерами по ДСТ,
что позволяет выявить тенденцию к дальнейшей кластеризации сети и ее укрупнению примерно на 30%
в ближайшие годы, а также к выходу через имеющиеся зоны свободной торговли на рынки торговых
партнеров стран, с которыми у Южной Кореи заключен договор о свободной торговле.
|