Теория конкуренции |
|
|
Статья посвящена рассмотрению вопроса о применимости терминологического аппарата теории конкуренции к исследованию проблем конкурентоспособности предпринимательских структур в соответствии
с современной методологией изучения проблем конкуренции. Поднимаются вопросы разворачивающейся
в научной периодике дискуссии о содержании понятия «конкурентоспособность», приводится описание
роли конкурентоспособности субъектов предпринимательства в развитии бизнеса в пространстве конкурентной среды российской экономики. Автор обращает внимание на необходимость исследования истории
развития представлений о конкурентоспособности в российской экономической науке, что раскрывает
причину текущего состояния теории конкурентоспособности экономических субъектов. Особое внимание
придается вопросам определения уровневых структур конкурентоспособности субъектов предпринимательства. В статье рассматриваются основные теоретические подходы к пониманию концепций конкурентоспособности, а также выявляются фундаментальные противоречия между ними, что позволяет успешно
продвигаться в решении научной задачи по обоснованию конкурентоспособности российских предприятий
и национальной экономики в целом. На основании разграничения конкурентности и конкурентоспособности
субъектов предпринимательства автор приводит систему доказательств, направленных на формулирование оснований конкурентоспособности, а это позволяет сформировать непротиворечивое ядро системы
теоретических представлений о конкурентоспособности в предпринимательстве.
|
---|---|
|
Статья посвящена рассмотрению вопроса о применимости конструктивного и функционального подходов
к исследованию конкуренции в предпринимательстве в соответствии с междисциплинарной методологией.
Поднимаются проблемы оснований конструктивной теории конкуренции, описания роли конкурентной функции субъектов предпринимательства в генезисе, поддержании и развитии своего бизнеса, чужого бизнеса
и пространства конкурентной среды. Автор обращает внимание на необходимость исследования функционального многообразия субъектов современного предпринимательства на многокритериальной основе,
дифференциации объектов участия в конкуренции и систематизации конструкций конкурентных действий
вследствие идентификации их видов, методов, направлений, поведенческих особенностей и уровневых
структур. В статье рассматривается также вопрос о влиянии личностных особенностей предпринимателей
на конструирование ими конкурентных действий. Автор делает вывод о том, что применение конструктивной теории конкуренции позволило бы успешно продвигаться в решении научной задачи по обоснованию
непротиворечивого ядра системы теоретических представлений о конкурентной деятельности в предпринимательстве, ее эволюции, а также добиваться упорядоченного применения «конкурентной» и «околоконкурентной» терминологии в теории и на практике.
|
Конкурентоспособность бизнеса |
|
|
В статье на основе анализа эволюции промышленной политики европейских стран и России доказана
целесообразность перехода от структурного ее характера к содействию росту конкурентоспособности
национальных компаний посредством институциональных и инфраструктурных механизмов. Установлена
возможность реализации Россией модели догоняюще-прорывного экономического роста на основе
группировки стран мира по роли интенсификации (роста эффективности использования ресурсов)
в генерации роста валового внутреннего продукта (ВВП). Определено, что для реализации вышеописанной модели роста необходимо создать благоприятные институционально-инфраструктурные условия
инвестиционной деятельности. На основе оценки влияния инфраструктурных и институциональных
факторов на глобальную конкурентоспособность показано, что совокупное воздействие инфраструктуры и институтов в два раза превышает влияние остальных факторов. В рамках системной парадигмы
производственная инфраструктура представлена как многоаспектная экономическая система, и сформулированы основные институционально-инфраструктурные инструменты повышения национальной
конкурентоспособности.
|
|
В статье представлено обобщение, систематизация и развитие теоретических подходов и лучших практик
в области клиентоориентированного подхода к управлению бизнесом и в области маркетинга отношений
в современной цифровой экономике. Методика исследования базируется на обобщении и анализе социологических и маркетинговых исследований и на изучении систем работы с обращениями потребителей и программ лояльности крупнейших клиентоориентированных компаний России — лидеров в своих отраслях.
|
|
В статье предлагается концепция комплексной диагностики структурных и культурных свойств внутренней среды организаций в интересах выявления потенциала ее конкурентных преимуществ и ключевых
компетенций. Обосновывается актуальность нового инструмента диагностики внутренней среды организации — координационно-культурного профиля (ККП). Предлагается типология идеальных моделей ККП,
позволяющая оценивать комплексный характер влияния на деятельность организации таких факторов, как
особенности системы координации совместной деятельности и организационной культуры. Приводятся
результаты сравнительного анализа моделей ККП реальных предприятий.
|
|
В исследовании проводится анализ конкурентоспособности крупнейших компаний России с целью оценки
соотношения эффективности хозяйственной деятельности государственных и частных компаний. Показано,
что наиболее релевантным методом оценки конкурентного статуса множества хозяйствующих субъектов
является динамический метод оценки конкурентоспособности, изложены его основные принципы и математический аппарат. Автором показано, что в современных российских условиях частные компании далеко
не всегда более конкурентоспособны, чем государственные, на основании чего делается вывод о том, что
преждевременная приватизация государственных активов может привести к сокращению отечественного
национального продукта и снижению конкурентоспособности российских активов на международной арене.
|
|
Стратегической целью, поставленной Правительством РФ еще в начале 90‑х годов прошлого века, является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как
ведущей мировой державы, занимающей передовые позиции в глобальном мире. Достижение этой цели
означает формирование качественно нового конкурентоспособного образа будущей России.
|
Антимонопольное регулирование |
|
|
В данной статье рассмотрены действия Комиссии при выявлении признаков нарушения общих правил
конкуренции в отношении компании Caterpillar — одной из ведущих мировых корпораций по производству
крупнейшей спецтехники в мире со штаб-квартирой в США, которые были выявлены при проведении оценки
состояния конкуренции трансграничной торговли техникой, применяемой в горнорудной промышленности
между государствами — членами ЕАЭС.
|
|
В статье рассматривается процедура (характеристика и этапы) привлечения экспертов на разных этапах
расследования (рассмотрения) дел в рамках контрольно-надзорной деятельности ФАС России. Предлааются классификация и виды экспертиз, выполняемых различными экспертными субъектами для рассмотрения антимонопольных дел. Выявлено соотношение видов экспертиз с тематическими областями
антимонопольного регулирования. Приведены мотивы отклонения экспертиз в ходе судебного процесса.
Изложены результаты статистического анализа судебных дел по вопросам конкурентного законодательства с привлечением экспертов за период 2010 – 2016 гг. Показано изменение структуры дел с привлечением
экспертов по видам законодательства, которое находится в сфере деятельности ФАС России. Особый интерес представляет информация о статистике судебных дел, в том числе выигранных антимонопольным органом или хозяйствующим субъектом в зависимости от стороны, представляющей экспертное заключение.
Анализ материалов дел, рассматриваемых в системе арбитражных судов по вопросам сферы деятельности ФАС России, позволил систематизировать и сформулировать потенциальный круг экспертных и аналитических задач, экспертных вопросов, которые могут быть поставлены перед экспертами (экспертными организациями) в зависимости от тематической области рассматриваемого дела для судебных разбирательств.
|