Отраслевые рынки |
|
|
В статье рассматриваются процессы интернационализации предпринимательства, которые сопровождают
глобальные экономические явления, выражаются в организации многообразных форм трансграничных
корпораций. Представлена систематизация моделей и методов интернационализации бизнеса, выделены
уровни интернационализации на примере глобальной компании «Формула-1», рассмотрено ее влияние
на развитие мировой автомобильной промышленности. Показана взаимосвязь стран, принимавших у себя
«Формулу-1», с количеством выпускаемых промышленностью автомобилей, взаимосвязь с номинальным
значением валового внутреннего продукта. Посредством анализа научной литературы по вопросам интернационализации автором выявлены ключевые причины активизации процессов интернационализации
бизнеса.
|
---|---|
|
Работа посвящена новому инструменту привлечения финансирования, который составляет конкуренцию
традиционным инструментам привлечения инвестиций, — краудфандингу. В сравнительном исследовании
с инструментом венчурного финансирования показаны преимущества, отражены недостатки использования
краудфандинга с целью привлечения средств в проекты. Представлены новые возможности краудфандинга,
а также конкурентные преимущества краудфандинга перед венчурным капиталом.
|
|
Статья посвящена оценке влияния портфеля ресурсов на устойчивый рост промышленных предприятий. Уточнена терминология и систематизированы подходы к измерению устойчивого роста предприятия
и влияющих на него факторов. На основе прежних исследований автора выдвинута гипотеза о том, что
наибольшую отдачу российским промышленным предприятиям приносят инвестиции в материальную
часть активов; в силу институциональных и макроэкономических факторов предприятия стремятся минимизировать долгосрочные вложения.
С использованием данных СПАРК Интерфакс за 2009 – 2015 гг. проведено эконометрическое оценивание
влияния различных видов активов и совокупного ресурсного портфеля промышленных металлургических
предприятий на их рост в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном периодах.
Результаты исследования иллюстрируют, что инвестиции в совокупный ресурсный портфель отрицательно влияют на эффективность бизнеса. Наибольшее влияние на рост рентабельности продаж промышленных металлургических предприятий оказывают инвестиции в финансовые и материальные активы. Любые
вложения в нематериальные активы отрицательно сказываются на будущей доходности предприятий.
Инвестиции в ресурсы более выгодны металлургическим предприятиям в среднесрочной перспективе,
чем в кратко- или долгосрочной.
Средняя сила корреляции между инвестициями в ресурсы и устойчивым ростом предприятия свидетельствует о наличии других факторов, определяющих развитие бизнеса — институциональных и макроэкономических. Данный факт косвенным образом доказывает слабую управляемость российских предприятий
со стороны собственников и подтверждает полученные ранее теоретические выводы автора.
|
Теория конкуренции |
|
|
Статья является первой публикацией на русском языке, в которой последовательно рассматривается
вопрос о влиянии личностного начала на конкуренцию в предпринимательстве. Придерживаясь междисциплинарного подхода к исследованию конкуренции, автор выделяет основные сегменты такого влияния —
конкурентную мотивацию лидеров компаний, степень их профессиональной компетентности в вопросах
личного участия в конкуренции и в вопросах менеджмента конкурентных действий, их личную конкурентоспособность, а также личностные качества и персональные склонности, профессионально значимые для
участия в конкуренции — и приглашает коллег к дискуссии. В статье приводится обоснование понятий конкурентной компетентности, конкурентных способностей, личностной конкурентности, конкурентного духа,
конкурентного образа мышления, манер и стилей конкурентного поведения компаний в конкурентной среде.
|
|
В работе раскрыто понятие «конкурентная диспозиция» и обоснован ее тактический характер. Описана
конкурентная диспозиция фирмы-платформы против продуктовой фирмы, в которой чаще всего раскрывается содержание конкурентного поведения многосторонней платформы. Приведены аргументы в пользу
того, что диспозиция «платформа — продукт» сложнее и важнее других.
Предложено описание формирующей стратегии, характеризующее высокую степень кооперации в стратегических действиях фирмы. Концептуально охарактеризована формирующая стратегия. Определено
место формирующей стратегии в стратегическом репертуаре фирмы, раскрыты роли и функции фирм —
участников формирующей стратегии. Предложено отличие формирующей стратегии от стратегии много-
сторонней цифровой платформы.
|
Конкурентоспособность бизнеса |
|
|
Эффективная деятельность предприятия во многом зависит от того, насколько она адаптирована
к внешней среде и в какой мере готова к нововведениям. В настоящее время большинством производственных предприятий уже осознана необходимость преобразований и нововведений. Целью настоящей статьи является определение критериев и методологии сравнения гидроизоляционной продукции в Республике
Татарстан. Выбран метод анализа иерархий. Полученные результаты могут служить в дальнейшем
основой для принятия управленческих решений и повышения конкурентоспособности выпускаемой
продукции предприятием.
|
|
Традиционные концепции конкурентного анализа, такие как пять сил Портера, SWOT-анализ, 4Р и пр.,
несмотря на то что они были разработаны еще во второй половине ХХ в., до сих пор не теряют свою
актуальность и используются на практике. Однако ввиду существенных изменений, которые происходят
во внешней среде в последние десятилетия, данные концепции подвергались критической оценке, были
расширены и дополнены. Именно поэтому в рамках настоящей статьи были систематизированы взгляды
на эволюцию теории конкурентного анализа, а также предложена новая модель анализа позиций фирмы
в Интернете, которая может выступать в качестве современного инструмента для сбора информации
и являться дополнением к уже существующим моделям анализа конкурентной среды или же может быть
использована обособленно в зависимости от поставленных задач.
Предлагаемая модель оценки конкурентных позиций фирмы в Интернете носит название ОЕ, что является
английской аббревиатурой терминов «собственные и приобретенные каналы» (Owned, Earned), и основана
на оценке чистого трафика на веб-сайтах конкурентов и сбалансированного количества упоминаний бренда
или названия продукта пользователями в Сети. В рамках данной статьи модель ОЕ была протестирована
на примере российского парфюмерно-косметического рынка сегмента люкс.
|
Теория предпринимательства |
|
|
Актуальность исследования обусловлена реализацией федеральной стратегии развития малого и среднего предпринимательства на период до 2030 года. Целью исследования являлось определение закономерностей, характерных для сложившейся размерной структуры малого и среднего предпринимательства
в России. Задачи исследования: установление закономерностей, характеризующих количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, относящихся к малому и среднему предпринимательству,
по трем размерным категориям, и численность их работников, изменения структуры предпринимательства
за пять лет, определение удельных показателей численности работников в расчете на одно предприятие,
а также оценка распределения этих показателей по совокупностям предпринимательских структур. Методика исследования основывается на рассмотрении совокупностей субъектов предпринимательства,
сформированных по размерному и территориальному признакам. В процессе исследования проведен сравнительный анализ показателей деятельности малого и среднего предпринимательства за 2015 и 2010 гг.
по официальным статистическим данным, основанным на сплошных наблюдениях за деятельностью малого и среднего бизнеса. Была определена существенность структурных изменений за рассматриваемый
период. Моделирование дифференциации значений численности работников в расчете на одно предприятие
основывалось на разработке функций плотности нормального распределения. По итогам моделирования
установлены средние значения численности работников по каждой из размерных категорий предприятий,
а также интервалы изменения этих показателей по совокупностям малых и средних предприятий, расположенным в большинстве субъектов страны. Практическая значимость результатов исследований связана
с возможностью их использования подразделениями органов регионального и муниципального управления, осуществляющими формирование проектов и программ развития предпринимательства, а также при
мониторинге деятельности предпринимательского сектора.
|
Антимонопольное регулирование |
|
|
При рассмотрении антимонопольных дел и проведении конкурентной политики в качестве доказательства
позиции антимонопольного органа используется оценка выигрыша/издержек потребителей и выигрыша/
издержек конкурентов на товарном рынке. В качестве основных индикаторов оценки выступают цена,
объем производства, издержки предприятий на рынке. В некоторых случаях оценивается и воздействие
трансакционных издержек на развитие рынков. Однако проведенное исследование показывает, что не менее
важной составляющей экономического анализа может стать оценка издержек/выигрыша от монополизации,
основанная на экономико-финансовых показателях отрасли.
|