Теория конкуренции |
|
|
Субъекты, имеющие сходные цели лоббирования, заинтересованы в координации своих лоббистских
усилий. Тем не менее нередко имеет место проблема безбилетника. В работе проблема безбилетника проиллюстрирована на примере лоббирования отечественными фирмами-олигополистами введения тарифа
на иностранные фирмы, конкурирующими затем по Курно. Показано, что в зависимости от свойств функции
спроса при добровольном участии в лоббировании финансировать лоббистскую деятельность будут либо
только фирмы с минимальными предельными издержками, либо только фирмы с максимальными предельными издержками независимо от количества фирм в отрасли. В результате собранные на лоббирование
средства оказываются меньше оптимального уровня, определяемого из максимизации суммарной прибыли
фирм отрасли. В работе показано, что указанная проблема недофинансирования расходов на лоббистскую
деятельность решается при изменении процедуры сбора средств, а именно при долевом финансировании.
Однако в последнем случае нет гарантий, что при априорно заданных долях финансирования фирмы выберут одинаковый совокупный уровень расходов на лоббирование. Возникающая проблема согласованности
относительно совокупных расходов на лоббирование решается с помощью механизма Гровса–Кларка.
|
---|---|
|
Данная статья продолжает цикл работ, раскрывающих основы теории поведенческой конкуренции компаний
на рынке. Автор описывает цели и задачи применения фирмами тактических хитростей в информационном
пространстве конкуренции, в частности при имидж-билдинге. Тактические хитрости реализуются фирмами
в составе тактических комбинационных операций, через методы распространения информации и управления
вниманием конкурентного окружения.
Из всего разнообразия тактических хитростей автор выделяет и подробно описывает три типа тактических
хитростей: тактические уловки — демонстрация поведенческих манер реализации конкурентных действий,
наполнение привлекательными образами внешних атрибутов бизнеса, способы придания образам публичности и воздержания от публичности; тактические головоломки — способы создания и распространения
иллюзий, способы манипулирования стереотипными образами, виды имитации конкурентных преимуществ;
способы установки тактических ловушек — тактические финты, приманки и блеф.
|
Конкурентоспособность бизнеса |
|
|
В статье анализируется влияние кадровой безопасности на рыночные позиции организации, функционирующей в условиях жесткой конкурентной среды. Данная среда предполагает широкое использование в отношении рыночных соперников различных методов, в том числе и недобросовестной конкуренции. Часть из них
направлена непосредственно на персонал конкурирующей организации и реализуется в форме либо прямого
переманивания занимающих ключевые посты сотрудников, либо склонения их к обману доверия работодателя. Другая группа угроз кадровой безопасности связана с инициативными (не являющимися результатом
влияния конкурентов) формами проявления нелояльного отношения сотрудников к своему работодателю.
Рассматриваются наиболее вероятные угрозы информационной и имущественной безопасности современной
организации со стороны нелояльных сотрудников. На основе результатов проведенного обзора формулируются и аргументируются конкурентные преимущества, получаемые субъектами предпринимательства, уделяющими должное внимание профилактике и оперативному пресечению угроз по кадровому направлению
своей уставной деятельности. Еще одним важным конкурентным преимуществом, рассмотренным в статье,
выступает сохранение высокого качества, следовательно, и высокой конкурентоспособности человеческого
капитала конкретной организации работодателя. В заключительной части статьи определяются основные
методические требования к корпоративной системе управления кадровой безопасностью.
|
|
Цель статьи — описание методики анализа свойств организационных конфигураций, в основе которой
лежит исследование фактического (текущего) и перспективного координационных профилей организации, определяющих наряду с другими факторами тип, особенности организационной конфигурации. Актуальность направления исследования обусловлена все возрастающей ролью эффективности оперативного
и стратегического управления организациями в условиях динамичной и неопределенной внешней среды.
Имеются основания полагать, что эффективность менеджмента помимо прочего определяется степенью
соответствия организационной конфигурации целям и условиям работы компании. Объект исследования
в статье — статическое и динамическое состояние организационной конфигурации, под которой понимается
такое обоснование структурно-функциональной определенности организационной системы, которое наряду
с типом и особенностями организационной структуры учитывает ее координационный профиль, в той или
иной степени согласующийся с типом организационной структуры, а также цели и условия существования
организации. Предмет исследования — статическое и динамическое состояние координационного профиля
(долевого соотношения координационных механизмов — способов, посредством которых организация
координирует свою деятельность и обеспечивает интеграцию всех своих частей). Рабочей гипотезой служит
предположение о заметном влиянии установившегося в организации соотношения способов координации
на характер организационных отношений, тип и особенности организационной конфигурации и эффективность ее использования в заданных условиях функционирования организации. Главная задача исследования — выявление характера влияния структуры и динамики изменения координационного профиля
на специфику фактических и перспективных организационных отношений, ориентированных на эффективное достижение оперативных и стратегических целей организации. Одна из задач настоящей статьи — проверка обоснованности предположения о доминировании стандартизации компетенций в координационном
профиле профессиональной организационной конфигурации — университета. Методологическая основа
исследования — концепция организационных конфигураций Г. Минцберга и статистические методы оценки
результатов анкетирования респондентов.
|
|
В современном инновационно ориентированном бизнесе лидерство становится решающим условием эффективности и результативности любого проекта и процесса. Чтобы динамично производить тонкую настройку системы управления в организации, надо учитывать особенности тех, кто управляет, кем управляют
и какими средствами достигаются поставленные задачи. В статье, в частности, анализируются сложности,
возникающие в связи с необходимостью интеграции в инновационный бизнес так называемого поколения Y,
имеющего существенно отличные от предыдущих поколений личностные предпочтения. Высказана гипотеза,
что скрытым резервом раскрытия лидерского потенциала руководителя является учет психотипов как самого
лидера, так и членов команды. Продуктивность такого подхода продемонстрирована с применением модели
ситуационного лидерства П. Херси и К. Бланшара и типологии личности А. Ю. Афанасьева. Проведенное
исследование показало, как определение лидером своего психотипа способствует осознанию возможностей
и проблем в применении различных стилей лидерства. В статье также рассмотрены примеры повышения
качества коммуникаций и результативности решения поставленных задач при учете руководителем психотипов сотрудников, в том числе представителей поколения Y.
|
Теория предпринимательства |
|
|
Социальное предпринимательство было идентифицировано зарубежной наукой как отдельное экономическое
явление и как предмет изучения относительно недавно — в 80‑х годах прошлого века. В настоящее время
программы обучения социальному предпринимательству существуют в США, Европе, Азии. Их реализуют
не только высшие учебные заведения, но и иные организации. Такие программы могут осуществляться
в рамках высшего или дополнительного образования. Каждое учебное заведение самостоятельно определяет цель такой программы, разрабатывает ее содержание, методы обучения и другие параметры. Для кого
предназначены эти программы? Чему и как обучаются студенты и слушатели в рамках этих программ? Где
специалисты, прошедшие обучение по программам социального предпринимательства, могут найти применение своим знаниям? Ответу на эти вопросы посвящена данная статья. Представляется, что зарубежный
опыт организации обучения социальному предпринимательству интересен российским читателям, поскольку
в России предпринимательское образование в целом и обучение социальному предпринимательству в частности находятся на начальном этапе развития.
|
Антимонопольное регулирование |
|
|
Работа посвящена изучению качества российского контроля сделок экономической концентрации. Цель
исследования — выявить факторы, определяющие использование предписаний с помощью моделей дискретного выбора. Материалом послужила собранная база данных о характеристиках компаний и отраслей,
участвовавших в 502 сделках, по которым Федеральная антимонопольная служба России приняла положительное решение в 2010 – 2012 гг. Было установлено, что вероятность применения корректирующих предписаний увеличивают факторы, определяющие рыночную власть, такие как высокие рыночные доли участников сделок и значительные барьеры входа. Кроме того, положительно влияет на эту вероятность участие
в сделках 5 компаний-гигантов. При этом не было подтверждено статистически значимое влияние страновой
принадлежности компании-приобретателя. Положительно на вероятность использования предписаний влияет
принадлежность участников сделки к угольно-добывающей и химической отраслям, однако не было выявлено значимое воздействие электроэнергетики и нефтяной отрасли.
|