Теория предпринимательства |
|
|
В статье рассмотрены результаты исследований деятельности сложившегося к настоящему времени в экономике Российской Федерации сектора малого и среднего предпринимательства. В качестве информационной
базы использованы данные Федеральной службы государственной статистики, нормативные материалы,
описывающие классификацию видов экономической деятельности и продукции. Рассмотрены показатели,
описывающие количество предпринимательских структур, их оборот и численность работников. Приведен
анализ показателей, характеризующих удельный вес субъектов малого и среднего предпринимательства в общих показателях всех предприятий и организаций нашей страны. Представлено сложившееся распределение
субъектов предпринимательства в зависимости от осуществляемых ими видов деятельности. Выделены шесть
основных отраслей, в которых функционируют предприятия и предприниматели. Показано, что деятельность предпринимательских структур направлена на производство товаров и оказание услуг. Потребителями
продукции являются как население, так и предприятия и организации различных форм собственности.
Проведенный анализ показал, что в настоящее время имеет место преобладание среди субъектов малого
и среднего предпринимательства тех, которые специализируются на оказании разнообразных услуг. В статье
рассмотрены особенности и основные характеристики деятельности в сфере услуг, которые определяют
организацию и технологию функционирования соответствующих предпринимательских структур. Приведены
задачи развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.
|
---|---|
|
В статье рассмотрена роль, которую играет предприниматель в процессе создания конкурентных преимуществ
компании. В свете изучения роли предпринимателя проанализированы основные классические и современные теории конкурентоспособности, выявлены их взаимосвязи, области пересечения и потенциал интеграции.
Обосновано, что наиболее адекватно вклад предпринимателя в обеспечение конкурентного успеха компании
описывается в рамках концепции динамических способностей, представляющей собой синтез ресурсной
теории фирмы и теории динамической конкуренции.
Исходя из достижений концепции динамических способностей, а также из принципа единственного источника истины (single source of truth) выявлена специфическая предпринимательская модель стратегического
управления, отличающаяся от стандартных стратегических моделей. Центральное место в модели занимает понятие трактовки, т. е. результирующей информационной картины позиции и целей фирмы в голове
предпринимателя. Выявлен примат трактовки по сравнению с ограничениями внешней и внутренней среды
фирмы. На примере ряда «историй успеха» («историй провала») российских компаний показана взаимосвязь
качества трактовки и конкурентных преимуществ фирм.
|
|
В статье представлен анализ основных исследований предпринимательских намерений студентов, опубликованных в ведущих научных рецензируемых журналах по предпринимательству и малому бизнесу за период
1991 – 2015 гг. Изучение предпринимательских намерений играет важную роль в предсказании фактического
предпринимательского поведения индивида, а годы студенчества являются жизненным этапом, на котором начинает формироваться отношение к предпринимательской деятельности. В результате проведенного
анализа публикаций были определены три подхода к исследованию предпринимательских намерений студентов: личностный, поведенческий и контекстуальный. Результаты исследования показали, что в процессе
развития концепции предпринимательских намерений фокус исследований смещается с изучения личности
предпринимателя к изучению его поведения, и в дальнейшем — к исследованию контекстуальных факторов,
связанных с предпринимательскими намерениями. Изучение экономической, институциональной и социокультурной внешней среды, способствующей формированию предпринимательских намерений студентов,
и проведение сравнительных и лонгитюдных исследований представляют собой возможные направления
будущих исследований в области предпринимательских намерений студентов.
|
Антимонопольное регулирование |
|
|
Хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение, при реализации своего товара контрагентам используют всевозможные подходы к установлению цен, нередко цену на товар формируют исходя
не из его себестоимости и необходимой для дальнейшего функционирования предприятию прибыли. Указанные действия приводят к тому, что цены на один и тот же товар оказываются различными для покупателей,
исключением являются лишь условия публичного договора. Результатом таких действий, например на оптовом рынке, будет являться отличие розничных цен в торговых сетях, не говоря уже об уровне закупочных
цен для бюджетных организаций.
В связи со значительным количеством отмен решений антимонопольных органов в арбитражных судах
данная статья посвящена разработке методических аспектов доказательства экономически необоснованного
установления монополистом различных цен на один и тот же товар.
|
Конкурентные стратегии |
|
|
В статье приводится консолидация подходов различных научных школ к изучению кооперативных взаимодействий промышленных предприятий в форме бизнес-ассоциаций. Обозначены позиции сторонников новой
институциональной теории, организационно-институциональной теории, теории социальных потрясений,
теории корпоративизма и метаорганизаций. Исходя из теоретических взглядов, выводится гипотеза, что
кооперативные взаимодействия в форме бизнес-ассоциаций способствуют формированию конкурентной
стратегии развития промышленных предприятий в российских условиях. На основе статистических данных
произведена группировка региональных отделений Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) с применением методики Джианга для совокупностей, характеризующихся распределением
с утяжеленными хвостами, что характерно для российской действительности. При помощи непараметрического теста критерия Краскела–Уоллиса гипотеза подтверждена, тест Данна показал определенные группы,
где данные различия значительны. Проведена группировка региональных отделений РСПП по количеству
членов и показаны различия между показателями, характеризующими развитие промышленных предприятий
внутри выделяемых групп (ввод основных фондов предприятий обрабатывающих отраслей, использование
передовых технологий, число созданных производственных технологий, инвестиции с участием иностранного
капитала). Даны рекомендации для менеджеров промышленных предприятий, а также очерчены направления
дальнейших исследований.
|
|
Российские многонациональные компании все чаще становятся объектом исследований в области как стратегического менеджмента, так и международного бизнеса. Их отличительные особенности определяют интерес
исследователей к изучению различных аспектов их функционирования. Цель данной статьи — рассмотреть
понятие и элементный состав структурных конфигураций российских МНК и выявить факторы, влияющие
на их формирование.
На основе систематизации и анализа литературы по стратегическому менеджменту, международному бизнесу
и теории организации выделено пять основных структурных элементов: степень децентрализации управленческих решений, степень формализации и контроля, сложность, степень использования механизмов
внутрифирменной горизонтальной интеграции и механизмов внутрифирменного международного обмена
знаниями и опытом.
Разработанная концептуальная модель взаимосвязи основных ситуационных переменных и элементов структурной конфигурации МНК прошла эмпирическую проверку на выборке из 213 российских МНК.
В результате анализа с использованием множественной линейной регрессии выявлены статистически значимые взаимосвязи между элементами стратегической ориентации, окружающей средой и элементами
структурной конфигурации МНК, а также модерационное воздействие международной ориентации компании на силу и характер взаимосвязи между основными ситуационными переменными и структурными
элементами.
|
|
В статье раскрывается различие тактического и стратегического конкурентного поведения фирм. Автором
описывается система тактического менеджмента конкурентных действий фирмы, выделяются тактические
конкурентные операции и тактические модели конкурентных действий. Подчеркивается взаимосвязь планирования тактических операций, расстановки конкурентных сил между тактическими соперниками на тактически выгодно конкурентном поле и определения тактических конкурентных преимуществ и недостатков
фирм-конкурентов.
Автор раскрывает содержание тактических конкурентных диспозиций, предполагающих разработку фирмами
подходящих тактических операций и организационных сценариев их проведения.
Также автором выделены и раскрыты отдельные компоненты менеджмента тактических операций: организационные и мотивационные условия, оперативный контроль проведения тактических операций с определением
степени устойчивости конкурентных действий.
|