Отраслевые рынки |
|
|
В статье анализируется проблема ограниченного доступа технологических компаний
на ранних стадиях жизненного цикла (так называемых компаний «Долины смерти»)
к источникам венчурного финансирования, приводящим к монополизации отрасли несколькими крупными игроками, несмотря на большой экономический потенциал альтернативных технологических решений и нишевых проектов. Показано, что при разработке
инвестиционной стратегии венчурные фонды, стремясь максимизировать доходность
своих вложений, делают ставку на компании, обладающие потенциалом рыночного лидерства. При этом, с одной стороны, для оценки успешности проектов используются
стандартные операционные показатели, которые могут не вполне адекватно прогнозировать будущее развитие бизнеса и создавать негативные стимулы для менеджмента
стартапа, с другой — их ожидания в отношении рыночной структуры формирующейся
отрасли, а значит, и преимуществ лидирующего игрока перед последователями могут
оказаться ошибочными. Тем не менее в условиях почти полного отсутствия доступа проектов ранних стадий к другим источникам финансирования стратегии венчурных фондов
могут приводить к вымыванию из отрасли игроков второго эшелона и в конечном счете
монополизации технологии, что подтверждается примерами ряда отраслей российского
интернет-рынка. Проблема может усугубляться из‑за существенного влияния инвестиционных настроений, т. е. экспертного мнения других участников рынка относительно
успешности проекта, на принятие венчурными фондами решений об инвестировании.
|
---|---|
Антимонопольное регулирование |
|
|
Рассматриваются две задачи, связанные с нормативным порядком определения временного интервала анализа состояния конкуренции на товарном рынке в целях установления
доминирующего положения хозяйствующего субъекта: а) выбор временных интервалов
анализа и б) оценка стабильности рынка. Применительно к товарному рынку, на котором
действует один или несколько хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее
положение, предлагается принципиально новый подход к решению названных задач,
позволяющий
исключить неоднозначность решений, свойственную нормативным методам решения этих задач. Предложены понятийные модели экономических терминов,
которые используются в предлагаемом подходе. Обсуждаются возможности предложенных понятийных моделей.
|
|
В статье исследуется вопрос об особенностях административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства. Отмечается, что регулирование ответственности за указанные нарушения в Кодексе Российской Федерации об административных
правонарушениях имеет ряд существенных отличий от общих правил привлечения к ответственности за все иные административные правонарушения (размеры применяемых
санкций, срок привлечения к ответственности, правила исчисления штрафов и учета
обстоятельств, влияющих на наказание, и иные). В связи с этим делается вывод, что
административная ответственность за нарушения антимонопольного законодательства
может быть выделена в отдельный подынститут и обособлена от административной ответственности.
|
|
Соблюдение требований антимонопольного законодательства
требует правильного понимания антимонопольных запретов и отделения допустимых
практик от недопустимых. Именно поэтому
экономический анализ имеет огромное значение для применения антимонопольного
законодательств, в том числе и при наложении антимонопольных санкций, и опять же,
именно поэтому работа антимонопольного ведомства должна базироваться на повышении качества экономического анализа и применении наиболее эффективных
и продвинутых его методов.
|
Конкурентные преимущества |
|
|
В 2013 г. было проведено исследование устойчивых конкурентных преимуществ малых
инновационных предприятий в Нижнем Новгороде в сфере ИТ. Выводы сделаны на основании структурированных интервью с представителями 15 малых ИТ компаний Нижнего
Новгорода.
Респонденты больше внимания уделяют стратегии дифференциации, особенно дифференциации продукта на основе улучшения качества в области обслуживания клиентов.
Приоритетным источником информации для нововведений и адаптации продукта является сам клиент. Персонал как ключевой ресурс привлекается извне за счет интересных
проектов и удерживается за счет создания неформальной обстановки. Компании инвестируют деньги в создание собственного нового продукта, при этом имидж и репутация
компании усиливают устойчивость конкурентного преимущества.
|
Конкурентные действия |
|
|
В статье раскрывается многообразие типов отношений бенчмаркинга. На основании критериев круга участников и структуры бенчмаркинга авторы выделяют: активную и пассивную позиции, ролевые функции участников бенчмаркинга, типы отношений много-
стороннего бенчмаркинга.
Отмечены особенности определения объекта бенчмаркинга и подчеркивается зависимость
этапов бенчмаркинга от отраслевого содержания объекта бенчмаркинга.
В работе дано определение бенчмаркинга как совокупности конкурентных действий
по выявлению и реализации новых конкурентных действий. Раскрыты элементы системы
менеджмента конкурентных действий, которые могут служить объектами бенчмаркинга.
Предлагается использовать особую форму смешанного бенчмаркинга — бенчмаркинг
конкурентных действий компаний в конкурентной диспозиции, выявляются факторы
обеспечения превосходства над позиционным конкурентом в конкурентной диспозиции.
|
|
В статье раскрывается система менеджмента конкурентных действий. Описывается место менеджмента конкурентных действий в общей системе управления предприятием,
последовательно раскрываются все основные компоненты менеджмента конкурентных
действий: анализ конкурентной среды, инструменты аудита участников конкурентного
окружения, целевое планирование конкурентных действий, формирование конкурентных
диспозиций, прогнозирование ответных конкурентных действий, выбор конкурентного
«поля», ресурсное и организационное обеспечение конкурентных действий, контроль
совершения конкурентных действий, конкурентная мотивация.
Приводится типовой набор методов простого и взвешенного сравнения участников конкурентного окружения, предлагаются способы вычленения векторов конкурентных отличий,
способы составления конкурентной карты рынка и ряд других инструментов конкурент-менеджмента.
В статье также приведены характеристики конкурентных действий, значимые на стадии
их планирования: эффективность, сила, качество, скорость, интенсивность, устойчивость.
Кроме того, описываются основные направления конкурентной мотивации работников
компании: укрепление личной конкурентоспособности, стимулирование конкурентного
селф-менеджмента и конкурентной самомотивации.
|