11 апреля 2013 журнал
«Современная конкуренция» совместно с кафедрой Теории и практики конкуренции МФПУ «Синергия» провел Круглый
стол: «Современные проблемы развития конкуренции и обеспечения
конкурентоспособности экономики России» в рамках VIII Международного
научного конгресса «Роль бизнеса в трансформации общества-2013».
Модератор: доцент кафедры Теории и практики конкуренции МФПУ "Синергия" Коваленко А.И.
На обсуждение круглого стола были вынесены вопросы, касающиеся терминологии, сущности, значения, целей, задач и перспектив развития конкуренции в России, взаимодействия бизнеса и государства в решении проблем обеспечения конкурентоспособности Российского предпринимательства.
С докладом выступили участники круглого стола ‑ преподаватели кафедры Теории и практики конкуренции МФПУ «Синергия»: к.э.н., доц. Дрючина Е.И., к.э.н., доц. Потапова О.Н., к.э.н. Коваленко А.И., а также аспиранты МФПУ «Синергия».
К.э.н., доцент кафедры теории и практики конкуренции МФПУ «Синергия», А.И. Коваленко выступил с докладом на тему: «Ценности и цели конкуренции».
В своем докладе А.И. Коваленко отметил, что конкуренция может рассматриваться и как самоцель, и как инструмент для достижения целей экономического развития. «Выбор одной из двух концепций целеполагания конкуренции совершается не только учеными и исследователями, но и представителями исполнительной власти государства, что отражается в направлениях конкурентной политики и результирующих показателях. В настоящее время со стороны органов власти наблюдается намерение развивать конкуренцию как самоцель, при том, что конкуренция чаще понимается всеми акторами в рыночном пространстве, как средство достижения иных экономических и инновационных целей.
Тезисы доклада Дрючиной Е.И. и Потапова О.Н. приводится ниже.
Гиперконкуренция на инновационных рынках
В современных условиях начала третьего тысячелетия формируется новая модель международного бизнеса в мировой экономике. Она представляет собой целостную систему многомерных экономических взаимозависимостей, основанных на сложном сочетании международной конкуренции, кооперации и партнерства на микро- и макроуровнях.
Для этой системы характерны следующие признаки:
1. Инновационно-сетевая организация экономики, в которой новые технологии, инновации становятся решающими факторами экономического роста.
2. Информационно-сетевое взаимодействие субъектов предпринимательства с использованием сети Интернет, приводящее к быстрому, разнообразному адаптированию и учету динамичных изменений конкурентной среды.
3. Появление изменяющейся, масштабной, агрессивной конкуренции, которую многие исследователи называют гиперконкуренцией.
В ХХI веке мы можем говорить о возникновении нового вида конкуренции – гиперконкуренции или инновационной конкуренции. Она включает новые методы воздействия на цели, мотивы, интересы, потребности, экономическое поведение партнеров, конкурентов, потребителей. Цель такой конкуренции заключается в получении запрограммированных выгод и эффектов. Все большую роль в конкурентной борьбе играет инновационный потенциал, способность постоянно развивать компанию, непрерывно обновляя, диверсифицируя ее деятельность в ассортиментном, географическом направлениях. Конкурентоспособность инновационных товаров и услуг становится главным фактором успеха деятельности национальных государств, отраслей, корпораций, отдельных инноваторов.
В современных условиях национальные государства все более жестко конкурируют за новые научные знания, контроль сырьевых ресурсов, информационных, финансовых средств, собственность на интеллектуальный и информационный капитал. Все это определяет статусное лидерство и конкурентоспособность предпринимательских структур. Меняются концепции, механизмы регулирования конкуренции на глобальном, национальном, отраслевом и локальном уровнях, становясь более гибкими.
При этом необходимо учитывать правила, требования, ограничения, связанные с инновационной гиперконкуренцией.
Рассматривая понятие гиперконкуренции, один из известных исследователей в этой сфере, Авени отмечает, что гиперконкуренция характеризуется постоянно нарастающим соперничеством в форме непрерывно появляющихся инноваций, новых технологий, сокращением времени НИОКР. Соперники для того, чтобы получить превосходство, конкурентные преимущества, должны действовать быстро, интенсивно.
Профессор Базельского университета М. Брун под гиперконкуренцией понимает «такую ситуацию, когда предприятия во все большей степени подвергаются совокупному воздействию ранее изолированных друг от друга конкурентных факторов, что ведет к возникновению многоаспектной, динамичной и агрессивной конкуренции».
Отличительными характерными признаками гиперконкуренции являются:
· Многоуровневый характер гиперконкуренции, поскольку она может осуществляться на разных уровнях рынка: отраслевом, локальном, региональном, национальном, международном.
· Гиперконкуренция может одновременно охватывать несколько параметров: издержки, сроки, инновации, качество. В этих условиях невозможно сосредотачивать внимание только на одном из конкурентных параметров - их необходимо рассматривать одновременно, в комплексе.
· Динамика развития рынка, которая отражается в непрерывном появлении новых, уходе с рынка старых конкурентов, появлении новых видов товаров, работ, услуг, большом количестве слияний, присоединений, покупок предприятий и т.д. Конкурентные позиции соперников непрерывно меняются.
· Увеличивающаяся агрессивность участников конкурентной среды. Поведение предприятий становится более жестким, бескомпромиссным, часто с нарушениями установленных действующим конкурентным законодательством норм и правил.
По своим важнейшим признакам инновационная гиперконкуренция близка к «созидательному разрушению рынка Й. Шумпетера[1]. Он утверждал, что экономическое развитие вращается около инноваций, «новые комбинации факторов позволяют снизить производственные расходы. Прибыль получает тот, кто раньше других использует нововведения. Когда же нововведения уже достаточно распространены, производственные затраты выравниваются, прибыль исчезает. Старые продукты и прежние формы организации вытесняются. Возникает процесс «созидательного разрушения». Процветание фирм может сменяться депрессией. Реализуются новые комбинации факторов, избыточные сбережения направляются в технологический процесс, фирмы приспосабливаются к новым условиям. Основной импульс приходит от новых потребительских благ, новых методов производства и транспортировки товаров на новые рынки и новые формы экономической организации предприятия».
Таким образом, гиперконкуренция характеризуется постоянно нарастающим соперничеством в форме быстропоявляющихся технологических, управленческих и товарных инноваций, сокращением времени НИОКР, агрессивной конкуренцией новых подходов к сервисному обслуживанию покупательских потребностей и предпочтений. Гиперконкуренция осуществляется передовыми компаниями на основе научно-технологических и организационно-управленческих инноваций гибких, интенсивных действий против конкурентов с целью получения конкурентных преимуществ.
Субъектом гиперконкуренции являются транснациональные корпорации, предполагающие серийные инновационные товары, услуги, сервисы обслуживания и управления, характеризующиеся глобальной инновационностью, т.е. опережающими инновационными высококонкурентными товарами и услугами, с качественно новыми, во многом универсальными функциями и потребительскими свойствами, на которые предъявляется устойчивый спрос и которые получают статус глобальных новинок, брендов (дифференцированных по видам и маркам), формирующих и расширяющих новые продуктовые и сервисные ниши, а также новые потребности и предпочтения потребителей большинства стран мира.
Современные ТНК (Microsoft, IBM, Apple, Intel, GE, Samsung и др.) трансформируются в гиперконкурентные корпорации, обеспечивающие научно-техническое, инновационное развитие мировой экономики, формируя глобальную конкурентную среду в области инноваций, финансов, рынка труда, производства.
Инновационная гиперконкуренция созидательно трансформирует экономику по параметрам инновационности, ценам, качеству, сервисности, прибыльности. Гиперконкурентные корпорации постоянно расширяя брендовые, товарные, сервисные, рыночные сегменты, закрепляют за собой новые идеи, концепции, технологии, дизайны, аутсорсинг, методы управления.
Дрючина Е.И., к.э.н., доц. кафедры Теории и практики конкуренции МФПУ «Синергия»;
Потапова О.Н., к.э.н., доц. кафедры Теории и практики конкуренции МФПУ «Синергия»
[1] Шумпетер Й.. Теория экономического развития: исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита. М.: Прогресс, 1982г.