8 (495) 987 43 74
Мы в соцсетях -          
Рус   |   Eng

Купить статью

Авторы: Агабеков С. И., Левина Е. А.     Опубликовано в № 5(53) 31 октября 2015 года
Рубрика: Теория конкуренции

Лоббирование протекционистских мер и координация лоббистских усилий

Субъекты, имеющие сходные цели лоббирования, заинтересованы в координации своих лоббистских усилий. Тем не менее нередко имеет место проблема безбилетника. В работе проблема безбилетника проиллюстрирована на примере лоббирования отечественными фирмами-олигополистами введения тарифа на иностранные фирмы, конкурирующими затем по Курно. Показано, что в зависимости от свойств функции спроса при добровольном участии в лоббировании финансировать лоббистскую деятельность будут либо только фирмы с минимальными предельными издержками, либо только фирмы с максимальными предельными издержками независимо от количества фирм в отрасли. В результате собранные на лоббирование средства оказываются меньше оптимального уровня, определяемого из максимизации суммарной прибыли фирм отрасли. В работе показано, что указанная проблема недофинансирования расходов на лоббистскую деятельность решается при изменении процедуры сбора средств, а именно при долевом финансировании. Однако в последнем случае нет гарантий, что при априорно заданных долях финансирования фирмы выберут одинаковый совокупный уровень расходов на лоббирование. Возникающая проблема согласованности относительно совокупных расходов на лоббирование решается с помощью механизма Гровса–Кларка.

Ключевые слова

олигополия, лоббирование, протекционизм, добровольное финансирование, проблема безбилетника, механизм Гровса–Кларка.

Автор статьи:

Агабеков С. И.

Ученая степень:

канд. социол. наук, заместитель начальника отдела инвестиционного анализа, ООО «Газтехлизинг»

Местоположение:

Москва

Автор статьи:

Левина Е. А.

Ученая степень:

старший преподаватель кафедры микроэкономического анализа Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

Местоположение:

Москва

Главный редактор