8 (495) 987 43 74
Мы в соцсетях -          
Рус   |   Eng

Купить статью

Российское предпринимательство как направление российского образования

Опубликовано в № 6(36) 20 декабря 2012 года
Рубрика: Обучение предпринимательству
Автор статьи: Рубин Ю. Б.

Обучение предпринимательству

Рубин Ю. Б., докт. экон. наук, профессор, член..корр. Российской академии образования,
президент Национальной ассоциации обучения предпринимательству (РАОП),
ректор МФПУ «Синергия», г. Москва, yrubin@mfpa.ru


РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛьСТВО КАК НАПРАВЛЕНИЕ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В этом номере публикуется текст выступления автора на научно.практическом семинаре
по обучению предпринимательству в образовательных учреждениях профессионального
образования, состоявшемся в рамках 2.й международной научно.практической конференции
ICER.BRICS «Предпринимательство в переходное время», прошедшей в Москве
14–16 ноября 2012 года.

Ключевые слова: предпринимательство, система предпринимательского образования, обучение предпринимательству.

Введение


В
В
нашей стране на протяжении всего
хх века публикации, в которых предпринимательство
оценивалось бы
положительно, являлись исключительной
редкостью. Занятия предпринимательством
определялись как действия, противоречащие
Уголовному законодательству.
Предпринимательство, как и конкуренция,
рассматривались как явления негативные,
абсолютно аморальные и не соответствующие
высоким критериям нравственности
и общечеловеческих ценностей1.

К счастью, в последние годы произошли
глубокие мировоззренческие сдвиги.
К ним надо отнести изменение предпринимательского
климата, улучшение имиджа
предпринимательской профессии, прежде

Подробнее см. в Рубин Ю. Б. Курс профессионального
предпринимательства. 11-е изд., перераб.
и доп. М.: Московская финансово-промышленная академия,
2011; Рубин Ю. Б. Дискуссионные вопросы современной
теории конкуренции // Современная конкуренция.
2010. № 3. С. 38–68.

всего, в молодежной среде, укоренение новых
элементов предпринимательской инфраструктуры:
бизнес-инкубаторов, технопарков,
фондов венчурного инвестирования
др.

Постепенно меняется отношение общества
к предпринимательству, которое малопомалу
укореняется в сознании широких
масс населения как уважаемая профессия,
чего не наблюдалось еще каких-нибудь
15 лет назад. Приходит уважение
к умению строить бизнес-модели, управлять
предпринимательской фирмой, производить
стартапы, разбираться в посевном
и «ангельском» инвестировании, совершать
конкурентные действия. Публикуются
книги известных российских и зарубежных
предпринимателей, которые содержат
личный, порой бесценный и уникальный
опыт управления собственным бизнесом.
Но в то же время мифы о якобы безнравственной
сути предпринимательства, отравленной
духом наживы и торжеством чистогана,
к сожалению, все еще присутствуют
в общественном сознании.

2012 / 6 (36)



Обучение предпринимательству

Понимание
феномена
предпринимательства


В нашей стране все еще не сформировались
традиции правильного понимания
термина «предпринимательство». Во второй
статье Гражданского кодекса Российской
Федерации, например, содержится
очень странная формулировка предпринимательства.
Там под предпринимательской
деятельностью понимается «самостоятельная,
осуществляемая на свой риск деятельность,
направленная на систематическое
получение прибыли от пользования имуществом,
продажи товаров, выполнения работ
или оказания услуг лицами, зарегистрированными
в этом качестве в установленном
законом порядке»2.

В мире не так много стран, которые поместили
определение предпринимательства
в официальный нормативный документ.
В этих странах существуют научные или
практико-ориентированные трактовки предпринимательства,
а у нас существует официальная
нормативная трактовка.

Более того, систематическое извлечение
прибыли — только это законодатели нашли
уместным сказать о предпринимательстве.
Не упомянуто то, что предприниматели создают
рабочие места для других и обеспечивают
занятостью себя, платят налоги в бюджет,
создают внутренний валовой продукт,
создают дело, ведут его и несут за него ответственность.


Предпринимательская
мотивация


Нам приходится констатировать, что в такой
унылой среде у молодежи не формируется
внятная мотивация к занятию предпринимательством.
Например, по существующим
опросам выпускники средних школ не хотят
быть предпринимателями: число студентов,
которые задумываются о предпринимательской
карьере, не превышает 5–7%. Это ката


Гражданский кодекс РФ, ст. 2.

строфа для нашей страны, поскольку предприниматели
— это те моторы, драйверы,
которые ведут экономику любой быстроразвивающейся
страны. Молодые люди не хотят
быть предпринимателями и «тянуть лямку» —
это сложно, тяжело, неблагодарно и в обществе
воспринимается негативно. С таким положением
дел нужно что-то делать.

хотя поддержка предпринимательства постоянно
объявляется приоритетом государственной
политики, система образования пока
не очень чувствительна к вышеуказанным
проблемам. Считается, что необходимо поощрять,
стимулировать, развивать предпринимательскую
активность граждан, для этого
разрабатываются различные государственные
программы, есть даже омбудсмен по защите
прав предпринимателей Борис Титов.

Но, к сожалению, пока еще сфера образования
недостаточно участвует в этом направлении
государственной политики. По результатам
опроса Monitor Group и Kauffman
Foundation, проведенном в этом году, российские
вузы не дают выпускникам знаний
в области предпринимательства, необходимых
для открытия собственного дела — так
считают 96% опрошенных респондентов3.

Вместе с тем, очевидно, что система образования
должна способствовать формированию
предпринимательской ментальности
больше, чем любая другая сфера.

Обучение
предпринимательству


Важным сегодня является не только обучение
предпринимательству как объективному
явлению со всеми его противоречиями,
конфликтами интересов и конкуренцией.
Нынешнему студенту следует не только
уяснить место добросовестного предпринимательства
в структуре современного общества,
но и научиться управлять собственным
бизнесом и достигать успеха на рынке, упреждая
конкурентов в создании и реализа


3 Милов Г. Угнаться бы за Кенией // Ведомости.
16.11.2012.

Современная конкуренция



Обучение предпринимательству

ции новых товаров, работ, услуг. Ему стоит
изучить то, «как это делается» и «как может
делать и сделать это» он сам, какими специфическими
профессиональными качествами
он должен обладать, как следует ему готовиться
к занятию предпринимательством,
что необходимо знать, понимать и уметь для
успешной повседневной работы в бизнесе.

Любое обучение опирается на два противоположных
мотива — мотива необходимости
и мотива пользы. Изучать предпринимательство
необходимо потому, что так предусмотрено
учебным планом — приходится
учиться и сдавать экзамены! Но обучение
предпринимательству очень даже полезно,
причем всем людям — независимо от того,
смогут они сделаться успешными предпринимателями,
или нет.

Какими должны быть программа и учебники
по предпринимательству? В признанных
мировых центрах обучения предпринимательству,
таких как Бэбсон-колледж, Университет
Мичигана, Университет Бригхэм
янг и других, даются разные ответы. Иногда
в центре внимания оказываются личностные
качества предпринимателей и психологические
особенности людей, стремящихся к успеху
в бизнесе. Часто обучение предпринимательству
фокусируется на инновационном
творчестве, нередко под полноценными предпринимателями
понимают исключительно
стартаперов, а под предпринимательскими
фирмами — фирмы в период становления.
Встречается и чрезмерно широкое толкование
предпринимательства — под предпринимателями
понимают всех без исключения
предприимчивых людей, независимо от того,
управляют они собственным бизнесом или
фантазируют, лежа на диване.

В России и за рубежом теории предпринимательства
и учебные курсы по предпринимательству
развиваются в соответствии
с естественной эволюцией самой практики
предпринимательства. В настоящее время
мы наблюдаем разные подходы к обучению
предпринимательству, сталкиваемся с разными
теориями предпринимательства, кото


рые развиваются различными зарубежными
университетами и школами бизнеса.

В России система образования слабо
ориентирована на подготовку предпринимательских
кадров. Зарубежные вузы и колледжи
на протяжении десятилетий обучают
предпринимательству своих студентов, российские
образовательные учреждения только
начинают внедрять программы подготовки
предпринимателей. Для нашей страны
необходим перевод деятельности по обучению
предпринимательству из удела энтузиастов
в массовое явление.

Для осуществления таких измений требуется
формирование подходов, традиций,
и, в конечном итоге, переход от разрозненного
обучения предпринимательству к целостной
системе предпринимательского образования
в России. Данная система должна
поддерживать разные уровни получения образования,
быть широко распространенной
в школах, колледжах вузах, бизнес-школах
и тренинговых компаниях.

Вместе с тем, в очень уважаемых учебных
заведениях, таких как МГТУ им. Н. Э. Баумана,
УрФУ, НИУ ВШЭ, МФПУ «Синергия»,
Мирбис и некоторых других, уже ведется работа
в этом направлении.

Разрабатывается системная нормативная
документация: стандарты, учебные планы,
учебно-методическое сопровождение.
Вокруг этого набора в некоторых вузах идет
интенсивная работа на началах энтузиазма.
Эту работу ведут люди, которым небезразлично
обучение предпринимательству, они
представляют разные сегменты национальной
системы образования.

В рамках высшей школы необходимо
прийти к формированию внятных консолидированных
позиций и представить их обществу,
Министерству образования и другим
заинтересованным сторонам с тем, чтобы
распространять правильные подходы к обучению
молодежи, формированию предпринимательской
ментальности, к стимулированию
возрождения предпринимательского
духа россиян.

2012 / 6 (36)



Обучение предпринимательству

Заключение


Распространение практики обучения
предпринимательству и, вместе с тем, развитие
предпринимательского мышления
и навыков учащихся позволит дать правильные
ориентиры молодежи, существенно
повысить востребованность выпускников
на рынке труда, а также в должной мере
подготовить людей к успешной предпринимательской
деятельности. Это представляется
особенно важным в условиях отставания
российского бизнеса от мирового
на фоне вступления России в ВТО.

Для преодоления этого разрыва и формирования
системы предпринимательского
образования в России рядом ведущих учебных
заведений, специалистов в области обучения
предпринимательству, Центром предпринимательства,
при участии общероссийских
объединений предпринимателей учреждена
Национальная ассоциация обучения
предпринимательству (РАОП). В Ассоциации
уже представлены МГУ, НИУ ВШЭ, СПбГУ,
МГТУ им. Н. Э. Баумана, УрФУ, МФПУ «Синергия
», Мирбис и др.

Главным направлением деятельности Ассоциации
является разработка консолидированных
предложений по развитию и упорядочению
системы предпринимательского
образования в России в соответствии с мировыми
стандартами, потребностями общества
и рынка. В целях распространения лучших
практик обучения предпринимательству
Ассоциация уделяет особое внимание раз


работке и внедрению в практику стандартов
обучения предпринимательству, сертификации
преподавателей и бизнес-тренеров,
учебных курсов и учебно-методических материалов,
а также независимой общественно-
профессиональной аккредитации образовательных
программ по предпринимательству
и др.

С 2013 года Ассоциация планирует проведение
всероссийских конкурсов:

• программ обучения предпринимательству;
• преподавателей и менеджеров образовательных
программ по предпринимательству.
Членами Ассоциации могут быть вузы России,
колледжи, техникумы, средние общеобразовательные
школы, преподаватели предпринимательства
и сопредельных дисциплин,
бизнес-тренеры, исследователи предпринимательства,
а также сами предприниматели.

Список
литературы


1.
Гражданский кодекс РФ, часть первая.
2.
Рубин Ю. Б., Коваленко А. И., Лукашенко М. А.
и др. Предпринимательские университеты в инновационной
экономике. Под ред. Ю. Б. Рубина.
М.: Маркет ДС, 2005.
3.
Рубин Ю. Б. Рынок образовательных услуг: от качества
к конкурентоспособным бизнес-моделям //
Высшее образование в России. 2011. № 3–5.
4.
Зарецких С. А., Коваленко А. И. Дискуссия
о профессионально-ориентированном подходе
к предпринимательству // Современная конкуренция.
2012. № 3.
Yu. Rubin, Professor, DSc (Economics), Rector of MFPU «Synergy», President of Russian
Association for Entrepreneurship Education (RUAEE), Moscow, yrubin@mfpa.ru

RUSSIAN ENTREPRENEURSHIP AS AREA OF RUSSIAN EDUCATION

In this issue copy of the author’s speech at the theoretical and practical seminar on entrepreneurship
education in HEIs is published. The seminar was organized by Russian Association for Entrepreneurship
Education (RUAEE) and became a part of the ICER BRIC International Conference on
Entrepreneurship in transition times: Issues and challenge, which took a place on 14–16 November
2012 in Moscow, Russia.

Key
words:
entrepreneurship, entrepreneurial education system, entrepreneurship learning.

Современная конкуренция



Автор статьи:

Рубин Ю. Б.

Ученая степень:

докт. экон. наук, профессор, член-корр. Российской академии образования, ректор Университета «Синергия», президент Национальной ассоциации обучения предпринимательству (РАОП)

Местоположение:

Москва

Главный редактор