8 (495) 987 43 74
Мы в соцсетях -          
Рус   |   Eng

Авторы

Заикин Н. Н.

Ученая степень
канд. экон. наук, доцент кафедры экономики и инвестиций, Сибирский институт управления – филиал РАНХиГС
E-mail
zaikin@siu.ranepa.ru
Местоположение
г. Новосибирск, Россия
Статьи автора

Методология оценки издержек общественного благосостояния для целей антимонопольного контроля

При рассмотрении антимонопольных дел и проведении конкурентной политики в качестве доказательства позиции антимонопольного органа используется оценка выигрыша/издержек потребителей и выигрыша/ издержек конкурентов на товарном рынке. В качестве основных индикаторов оценки выступают цена, объем производства, издержки предприятий на рынке. В некоторых случаях оценивается и воздействие трансакционных издержек на развитие рынков. Однако проведенное исследование показывает, что не менее важной составляющей экономического анализа может стать оценка издержек/выигрыша от монополизации, основанная на экономико-финансовых показателях отрасли.
Читать дальше...

Ценовая дискриминация на дефицитных рынках: теоретический анализ

Антимонопольное законодательство включает в систему анализа товарных рынков и аргументации доказываний антиконкурентного поведения ряд оценочных норм, предусматривающих использование широкого спектра методов экономического и маркетингового анализа. Наиболее широкое дискуссионное пространство заложено в определении и оценке содержательных положений понятия «ценовая дискриминация». Особый исследовательский интерес представляет выработка рекомендаций по регулированию ситуации дефицитных товарных рынков с необоснованным различием цен на один и тот же товар. Данный вопрос предлагаем рассмотреть в двух статьях – первая посвящена рассмотрению теоретических аспектов и экономических положений ценовой дискриминации, вторая (будет опубликована в № 4) – анализу маркетинговых положений и системе стимулирования продаж, предусматривающих различие в цене, предлагаемой продавцом, в условиях дефицитных рынков. В фокусе внимания настоящего исследования – особенности механизма ценовой дискриминации и вопрос функционирования дефицитных рынков как формы рыночной аномалии. Дефицитные рынки, в отличие от ситуации дефицита на рынке, возникают не вследствие установления цены ниже равновесного уровня, а вследствие спекулятивного спроса на блага и/или затруднений в производстве товаров и услуг, вызванных внешними шоками. Ценовая дискриминация, трансформируясь на дефицитных рынках, наносит урон потребительскому и предпринимательскому излишку, снижает общественное благосостояние при неизменности транзакций. Риски проявления ценовой дискриминации на дефицитном рынке требуют от государств новых решений и способов регулирования. Однако вследствие отсутствия глубокой научной и методологической изученности данного вопроса консенсуса по принципам и методам регулирования таких ситуаций пока не выработано. Статья претендует на апробацию следующих научных результатов: сформулировано гибридное определение ценовой дискриминации; обосновано нормативное закрепление ценовой дискриминации как действий, ограничивающих конкуренцию в системе государственного регулирования; рассмотрены критерии существования дефицитного рынка и обоснованы предположения о его трансформирующем влиянии на рыночные силы; описано отличие дефицитного рынка товаров и услуг от ситуации дефицита в классической модели спроса и предложения; показаны издержки ценовой дискриминации для фирм и потребителей на рынке товаров; сделана попытка описать перспективное антимонопольное регулирование ценовой дискриминации на дефицитных рынках. Читать дальше...

Главный редактор