8 (495) 987 43 74 доб. 3304 Прием заявок на рассмотрение статей E-mail: evlasova@synergy.ru

Мы в соцсетях -          
Рус   |   Eng

Авторы

Заикин Н. Н.

Ученая степень
канд. экон. наук, доцент кафедры экономики и инвестиций, Сибирский институт управления – филиал РАНХиГС
E-mail
zaikin@siu.ranepa.ru
Местоположение
г. Новосибирск, Россия
Статьи автора

Методология оценки издержек общественного благосостояния для целей антимонопольного контроля

При рассмотрении антимонопольных дел и проведении конкурентной политики в качестве доказательства позиции антимонопольного органа используется оценка выигрыша/издержек потребителей и выигрыша/ издержек конкурентов на товарном рынке. В качестве основных индикаторов оценки выступают цена, объем производства, издержки предприятий на рынке. В некоторых случаях оценивается и воздействие трансакционных издержек на развитие рынков. Однако проведенное исследование показывает, что не менее важной составляющей экономического анализа может стать оценка издержек/выигрыша от монополизации, основанная на экономико-финансовых показателях отрасли.
Читать дальше...

Ценовая дискриминация на дефицитных рынках: теоретический анализ

Антимонопольное законодательство включает в систему анализа товарных рынков и аргументации доказываний антиконкурентного поведения ряд оценочных норм, предусматривающих использование широкого спектра методов экономического и маркетингового анализа. Наиболее широкое дискуссионное пространство заложено в определении и оценке содержательных положений понятия «ценовая дискриминация». Особый исследовательский интерес представляет выработка рекомендаций по регулированию ситуации дефицитных товарных рынков с необоснованным различием цен на один и тот же товар. Данный вопрос предлагаем рассмотреть в двух статьях – первая посвящена рассмотрению теоретических аспектов и экономических положений ценовой дискриминации, вторая (будет опубликована в № 4) – анализу маркетинговых положений и системе стимулирования продаж, предусматривающих различие в цене, предлагаемой продавцом, в условиях дефицитных рынков. В фокусе внимания настоящего исследования – особенности механизма ценовой дискриминации и вопрос функционирования дефицитных рынков как формы рыночной аномалии. Дефицитные рынки, в отличие от ситуации дефицита на рынке, возникают не вследствие установления цены ниже равновесного уровня, а вследствие спекулятивного спроса на блага и/или затруднений в производстве товаров и услуг, вызванных внешними шоками. Ценовая дискриминация, трансформируясь на дефицитных рынках, наносит урон потребительскому и предпринимательскому излишку, снижает общественное благосостояние при неизменности транзакций. Риски проявления ценовой дискриминации на дефицитном рынке требуют от государств новых решений и способов регулирования. Однако вследствие отсутствия глубокой научной и методологической изученности данного вопроса консенсуса по принципам и методам регулирования таких ситуаций пока не выработано. Статья претендует на апробацию следующих научных результатов: сформулировано гибридное определение ценовой дискриминации; обосновано нормативное закрепление ценовой дискриминации как действий, ограничивающих конкуренцию в системе государственного регулирования; рассмотрены критерии существования дефицитного рынка и обоснованы предположения о его трансформирующем влиянии на рыночные силы; описано отличие дефицитного рынка товаров и услуг от ситуации дефицита в классической модели спроса и предложения; показаны издержки ценовой дискриминации для фирм и потребителей на рынке товаров; сделана попытка описать перспективное антимонопольное регулирование ценовой дискриминации на дефицитных рынках. Читать дальше...

Реализация скидочной политики на дефицитных B2B рынках: маркетинговый ход или ценовая дискриминация?

Современные исследования B2B рынков сфокусированы на различных аспектах информационного и экономического взаимодействия участников рынка, однако чаще всего анализируются особенности маркетинговых стратегий в области продвижения товаров/услуг и выстраивания маркетинговых коммуникаций в целях повышения удовлетворенности и лояльности клиента. Вопросы же эффективного ценообразования и реализации скидочной политики как инструмента стимулирования сбыта на B2B рынках практически не исследованы. Вариативность в применении инструментов ценовой политики продавцов на B2B рынках в условиях ограниченного состава покупателей может оказывать значительное влияние на интенсивность конкуренции на рынке и, как следствие, приводить к изменению структуры рынка, его трансформации и потере равновесия. Поэтому немаловажный научно-практический интерес представляет система ценообразования на неравновесных, в частности дефицитных, рынках, на которых нерациональное использование продавцами скидочных механизмов может принять форму ценовой дискриминации покупателей вследствие возросшей рыночной власти продавца. Данная статья, являясь продолжением начатого авторами дискурса о ценовой дискриминации на дефицитных рынках, опубликованного в № 3 журнала «Современная конкуренция», посвящена исследованию целесообразности применения скидок на равновесных и дефицитных B2B рынках. В завершение цикла статей о ценовой дискриминации на дефицитных рынках авторами предполагается публикация третьей статьи, в которой будет исследован кейс дефицитного рынка цельнокатаных колес в России в 2018–2019 гг. с позиций оценки целесообразности сохранения скидочных программ отдельным категориям покупателей на указанном олигопольном B2B рынке. Читать дальше...

Феномен переговорной силы на конкурентных товарных рынках

Появление в некоторых отраслях сетевых ретейлеров и корпоративных ассоциативных структур, ставших крупнейшими покупателями или инициаторами рыночных процессов, стало формировать со стороны покупателя рыночную власть или переговорную силу покупателя, что стало объектом более широкого исследования, подтвердившего свою актуальность. Реализация переговорной силы со стороны потребителя не всегда проявляется в системе экономических взаимодействий как действие, нарушающее конкуренцию, и отождествляется как механизм бизнес-стратегий или форма реализации маркетинговых конкурентных практик. Существуют типы рынков и рыночных ситуаций, в которых данный феномен является по сути центральным звеном сделки, регулирующий цены, объемы, условия контракта и распределения блага. Цель исследования – рассмотреть феномен переговорной силы, так как последствия ее проявлений формируют долгосрочные потери как для продавца, так и для рынка в целом. Для реализации поставленной цели необходимо решение нескольких задач: провести теоретический анализ понятия «переговорная сила», определить отличие переговорной силы от рыночной власти и выделить факторы, влияющие на становление и развитие переговорной силы. В данной статье уделено внимание исследованию эволюции теоретической мысли в области раскрытия феномена переговорной силы. Зарубежные источники дают некоторое понимание предмета переговорной силы, однако вопрос о факторах, исследовательских школах и индикаторах оценки до сих пор остается открытым. В статье на основе имеющегося библиографического контента представлен комплексный анализ категории «переговорная сила» в различных условиях взаимодействия агентов, сложившихся научных направлений ее изучения. Систематизированные факторы, оказывающие влияние на переговорную силу, и векторы их воздействия отражают аккумулированное авторское мнение разных исследовательских взглядов. В статье отражены критериальные характеристики проявления переговорной силы на рынке. Понимание сути изучаемого феномена может быть полезно для расширения поля анализа рынка в случаях антимонопольных разбирательств, предотвращения антиконкурентных действий, формирования системы антимонопольного комплаенса и предупреждения антимонопольных рисков. Читать дальше...

Главный редактор